Эффект конформизма

Эффект конформизма

Это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы. В 1937 году Музафер Шериф изучал возникновение групповых норм в лабораторных условиях.

Оглавление:

Его эксперимент заключался в следующем. На экране в темной комнате появлялся точечный источник света, затем он несколько секунд хаотично двигался и исчезал. Испытуемый должен был определить, на сколько сантиметров смещался источник света по сравнению с первым предъявлением. Сначала испытуемые проходили этот эксперимент в одиночестве и самостоятельно определяли смещение источника света. На втором этапе три испытуемых должны были дать согласованный ответ. Они заметно изменяли свое мнение в сторону усредненной групповой нормы. Причем и на дальнейших этапах эксперимента они продолжали придерживаться этой нормы. Шериф впервые экспериментально доказал, что люди склонны соглашаться с мнением других, часто доверять суждениям других людей больше, чем самому себе.

В 1956 году Соломон Аш применил термин " конформизм " и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из 7 человек предлагали участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе, и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Аша 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм . Аш и его ученики провели множество экспериментов и варьировали предъявляемый к восприятию материал. Например, Ричард Крачвильд просил оценить площадь звезды и круга, подговорив подставную группу утверждать, что площадь звезды больше площади круга, равного ей по диаметру. И даже при таком неординарном опыте нашлись люди, проявляющие конформизм . Ни в одном из экспериментов Шерифа, Аша, Крачвильда не было явного и жесткого принуждения, не было поощрений за согласие с группой или наказаний за сопротивление групповому мнению. Тем не менее люди добровольно присоединялись к мнению группы и проявляли конформизм .

В 1965 году Стенли Милграм начинает серию своих известных экспериментов по изучению когнитивного диссонанса, возникающего в случае давления авторитетного мнения на совесть и мораль пытуемых.

1Условия возникновения конформизма

Степень конформизма возрастает, если задание действительно сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность; тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению , нежели люди с завышенной сам оценкой; численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек; состав группы: конформность повышается, если, во-первых группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде; ловушка "группомыслия" среди людей; сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами; статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление , им чаще подчиняются; наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает; публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

В результате проведенных исследований в социальной психологии обнаружены следующие закономерности. Во-первых, зависимость поведения человека от мнения и поведения других людей. Во-вторых, в конфликте между сенсорной и социальной информацией в большинстве случаев победу одерживает социальная информация. Более серьезная и неоднозначно решаемая задача возникает при конфликте между социальной информацией разного порядка. Например, между прошлым опытом человека, его целями, ценностями, принципами, ожиданиями, с одной стороны, и требованиями группы — с другой. Процесс выбора между присоединением к мнению группы и самодостаточностью, уверенностью в своем собственном мнении проходит гораздо сложнее, чем в вышеописанных экспериментах. В-третьих, возникает проблема соответствия вербальной реакции действительному мнению и поведению человека. Она формулируется следующим образом: изменяется ли мнение потому, что человек убедился; то есть произошло изменение его когнитивной структуры, или он лишь демонстрирует изменения, побуждаемый иными мотивами. Первый вариант получил название рационального конформизма , второй — мотивационного.

С. Эш определял конформизм как "отказ индивида от дорогих и значимых для него взглядов ради того, чтобы оптимизировать процесс адаптации к группе, а отнюдь не любое выравнивание мнений". Конформизм или конформное поведение показывает меру подчинения индивида групповому давлению , принятия им определенного стандарта, стереотипа поведения, норм, ценностей, ценностных ориентации группы. Противоположным конформизму является поведение самостоятельное, устойчивое к групповому давлению .

В отношении к давлению группы мы различаем четыре типа поведения:

внешний конформизм — мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне, на уровне своего самосознания, он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не высказывает. В принципе это и есть истинный конформизм . Это тип поведения приспосабливающегося к группе человека;

внутренний конформизм — человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением, что показывает высокий уровень внушаемости данного человека. Это тип приспосабливающегося к группе человека;

негативизм — человек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, показывает свою независимую позицию, спорит, доказывает, стремится к тому, чтобы его индивидуальное мнение стало мнением всей группы, открыто заявляет об этом своем желании. Это тип поведения человека, не приспосабливающегося к группе, а стремящегося приспособить группу к самому себе;

нонконформизм — независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы. Это тип поведения самодостаточного человека, когда точка зрения не меняется в угоду большинству и не навязывается другим.

1.3 Три причины конформного поведения

Д. Майерс называет три причины конформного поведения.

Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения.

Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание.

В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствует ориентации человека на мнения других людей, становятся определенными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принят группового решения.

Тема 14. Групповые эффекты

«Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим» (Д. Уэбстер).

Эффект социальной фасилитации.

Эффект принадлежности к группе.

Эффект Рингельмана или социальной лени.

Эффект группового фаворитизма.

Эффект группового эгоизма.

Групповые эффекты – это способы влияния людей друг на друга, а также механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния.

Эффект социальной фасилитации. Эффект связан с усилением доминантных реакций в присутствии других.

Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивацию человека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.

Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однако тогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит, социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении же простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению.

Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такого рода реакций являются:

количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей;

взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;

значимость окружающих людей для человека;

степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

Эффект принадлежности к группе. Согласно теории социальной идентичности, человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку.

Групповая идентичность является установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов — когнитивного, эмоционального и поведенческого — и регулирует поведение человека в группе.

Когнитивный компонент заключается в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков.

Эмоциональный компонент заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств — любви или ненависти, гордости или стыда.

Поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности, с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.

Эффект Рингельмана или социальной лени. По мере увеличения количества членов, в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. М. Рингельман экспериментировал с поднятием тяжестей группой и отдельными людьми. Оказалось, что если продуктивность одного человека принять за 100%, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а составляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающими людьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трех человек окажется равным 85%, а из восьми человек — только 49%. Рингельман предложил формулу для определения среднего индивидуального вклада участников в группах разной величины:

С =× (К-1), где С — средний индивидуальный вклад участников; К — количество членов группы.

Б. Латайне описал феномен невмешивающегося свидетеля. Проведя серию разнообразных экспериментов, он доказал, что само число свидетелей трагического происшествия препятствует оказанию помощи со стороны кого-либо из них. Жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если за ее страданиями наблюдает большое число людей. Обнаружена следующая закономерность: вероятность получения помощи выше, если человек находится в малой группе, и гораздо ниже, если он находится в окружении большого числа людей.

Факторами социальной лени являются:

— наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда: чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;

— групповая сплоченность и дружеские отношения: люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди;

— численность группы: чем больше численность группы, тем выше социальная лень;

— кросс-культурные различия: представители коллективистических культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур;

— гендерные различия: женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.

Эффект «синергии». Это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1+1>2. Группа по успешности в работе действительно может превосходить индивидуальную успешность отдельных людей. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышении наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объеме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия.

Эффект группомыслия. Это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Открытие этого феномена и изобретение термина «группомыслие» (groupthink), или «огруппление мышления», принадлежит американскому психологу И. Джанису. Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы.

Человек зависим от группы в своих контактах с окружающим миром, в подавляющем большинстве случаев он склонен уступать группе. Даже сенсорная информация человека может быть искажена социальным давлением.

Эффект конформизма. Это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы. Изучение эффекта конформизма весьма популярно в социальной психологии. Выделяют несколько условий возникновения конформизма:

тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой;

численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;

состав группы: конформность повышается, если, во-первых, группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;

— ловушка «группомыслия» среди людей;

сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;

статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются;

наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;

публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

Степень конформизма возрастает, если задание сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствуют ориентации человека на мнения других людей, они становятся определенными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принятия группового решения.

Эффект группового фаворитизма. Это тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы. Эффект группового фаворитизма базируется на эффекте «мы и они» и как бы устанавливает «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либо критериям воспринимаются как «свои», и теми, которые по этим же критериям воспринимаются как «чужие».

Вот некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма:

— эффект группового фаворитизма сильнее проявляется в тех случаях, когда для группы очень значимы критерии сравнения по результатам деятельности и специфике взаимоотношений с другими группами, т. е. когда группы находятся в ситуации конкуренции друг с другом;

— групповой фаворитизм проявляется сильнее в отношении тех групп, критерии сравнения с деятельностью которых не только значимы для группы, но и соответствуют ее собственным критериям, т. е. в этом случае появляется возможность четкой однозначной сравнимости групп;

— членство в группе оказывается более важно, чем межличностное сходство: люди чаще предпочитают «своих», хотя и не похожих на них самих по личностным качествам, и отказывают в предпочтении «чужим», хотя и сходным с ними по взглядам, интересам, личностным особенностям;

— члены группы склонны объяснять возможный успех своей группы внутригрупповыми факторами, а ее возможную неудачу — факторами внешнего порядка, т. е. если группа достигает успеха, то она приписывает этот результат самой себе (своему профессионализму, благоприятному социально-психологическому климату, деловым качествам руководителей и пр.), но если группу постигает неудача, то люди ищут виновных вне группы, пытаются переложить вину на другие группы.

Эффект группового эгоизма. Это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества. Цели группы достигаются за счет ущемления интересов ее отдельных членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизм проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность ее существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества. Тогда личность обычно приносится в жертву целостности группы, полностью подчиняется ее требованиям и стандартам поведения. Эффект группового эгоизма может сыграть очень негативную роль в дальнейшей жизнедеятельности группы и судьбе ее отдельных членов.

Эффект «маятника». Это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера. Интенсивность проявления и временная протяженность эмоциональных состояний определяются значимыми для членов группы условиями и событиями их совместной деятельности.

Настроение зависит от некоторых факторов:

— времени суток и дня недели: в конце рабочего дня и недели настроение работников ухудшается, поскольку накапливается усталость;

— особенностей психологической структуры группы, лидерских процессов;

— уровня дисциплины труда в группе: чем выше дисциплина труда, тем лучше настроение и эмоциональное состояние членов группы;

— сложившейся системы взаимоотношений в группе, уровня конфликтности или сплоченности: чем выше уровень конфликтности, тем хуже настроение.

Эффект «мы и они». Это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и, соответственно, чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами (эффект «они»).

Эффект конформизма

Эффект конформизма. Это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы.

В 1937 году Музафер Шериф изучал возникновение групповых норм в лабораторных условиях. Его эксперимент заключался в следующем. На экране в темной комнате появлялся точечный источник света, затем он несколько секунд хаотично двигался и исчезал. Испытуемый должен был определить, на сколько сантиметров смещался источник света по сравнению с первым предъявлением. Сначала испытуемые проходили этот эксперимент в одиночестве и самостоятельно определяли смещение источника света. На втором этапе три испытуемых должны были дать согласованный ответ. Они заметно изменяли свое мнение в сторону усредненной групповой нормы. Причем и на дальнейших этапах эксперимента они продолжали придерживаться этой нормы. Шериф впервые экспериментально доказал, что люди склонны соглашаться с мнением других, часто доверять суждениям других людей больше, чем самому себе.

В 1956 году Соломон Аш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из 7 человек предлагали участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе, и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Аша 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм.

Называют несколько условий возникновения конформизма:

степень конформизма возрастает, если задание действительно сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность;

тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной сам оценкой;

численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;

состав группы: конформность повышается, если, во-первых группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;

ловушка «группомыслия» среди людей;

сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;

статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются;

наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;

публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

В отношении к давлению группы мы различаем четыре типа поведения:

внешний конформизм — мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне, на уровне своего самосознания, он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не высказывает. В принципе это и есть истинный конформизм. Это тип поведения приспосабливающегося к группе человека;

внутренний конформизм — человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением, что показывает высокий уровень внушаемости данного человека. Это тип приспосабливающегося к группе человека;

негативизм — человек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, показывает свою независимую позицию, спорит, доказывает, стремится к тому, чтобы его индивидуальное мнение стало мнением всей группы, открыто заявляет об этом своем желании. Это тип поведения человека, не приспосабливающегося к группе, а стремящегося приспособить группу к самому себе;

нонконформизм — независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы. Это тип поведения самодостаточного человека, когда точка зрения не меняется в угоду большинству и не навязывается другим.

Групповые эффекты и методы повышения эффективности совместной работы. Юрий Платонов

Самыми разными гранями своей психики люди реагируют на окружающих. Реакция человека на присутствие других проявляется в виде веера разнообразных эффектов. Автор статьи: Юрий Петрович Платонов — ректор Санкт-Петербургского Государственного института психологии и социальной работы, доктор психологических наук, профессор. Область научных интересов: психология коллективной и групповой деятельности, этническая, социальная психология, конфликтология.

Самыми разными гранями своей психики люди реагируют на окружающих. Поэтому наиболее популярным является определение социальной психологии как науки, которая пытается понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли, чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемое присутствие других. Реакция человека на присутствие других проявляется в виде веера разнообразных эффектов.

Групповые эффекты — это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. Здесь мы рассмотрим 15 основных групповых эффектов:

  1. Эффект социальной фасилитации (ингибации).
  2. Эффект «принадлежность к группе».
  3. Эффект Рингельмана.
  4. Эффект «синергии».
  5. Эффект «группомыслия».
  6. Эффект «конформизма».
  7. Эффект «моды» (подражания).
  8. Эффект «ореола».
  9. Эффект «группового фаворитизма».
  10. Эффект «группового эгоизма».
  11. Эффект «маятника».
  12. Эффект «волны».
  13. Эффект «пульсара».
  14. Эффект «бумеранга».
  15. Эффект «мы — они».

Эффект социальной фасилитации

Эффект связан с усилением доминантных реакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году. Эксперимент Триплета заключался в изучении результатов влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста и сравнении их с результатами, полученными в одиночной гонке. Триплет установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивацию человека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.

Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однако тогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит, социальное возбуждение, то есть бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении же простых задач реакция является врождённой или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильным стимулятором и способствует правильному решению.

Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такого рода реакций являются:

  • количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей;
  • взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;
  • значимость окружающих людей для человека;
  • степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

Эффект принадлежности к группе

Английский психолог МакДугалл в 1908 году в своей книге «Социальная психология» среди других инстинктов выделил чувство принадлежности к группе людей.

Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тёрнер в конце 1970-х годов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные положения которой заключаются в следующем: человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить её положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку.

Групповая идентичность является установкой на принадлежность к определённой группе. Как и любая установка, она состоит из трёх компонентов — когнитивного, эмоционального и поведенческого — и регулирует поведение человека в группе.

Когнитивный компонент заключается в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путём сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповой идентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающего социального мира.

Эмоциональный компонент неразрывно связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств — любви или ненависти, гордости или стыда.

Поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности, с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.

Эффект Рингельмана

По мере увеличения количества членов, в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Открыл данный эффект Макс Рингельман, ученик В. Меде. Он обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности её членов, то есть члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий. Рингельман экспериментировал с поднятием тяжестей группой и отдельными людьми. Оказалось, что если продуктивность одного человека принять за 100%, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а составляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающими людьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трёх человек окажется равным 85%, а из восьми человек — только 49%. Рингельман предложил формулу для определения среднего индивидуального вклада участников в группах разной величины: С = 100–7 * (К–1), где C — средний индивидуальный вклад участников; К — количество членов группы.

Б. Латайне в 1979 году описал феномен невмешивающегося свидетеля. Проведя серию разнообразных экспериментов, он доказал, что само число свидетелей трагического происшествия препятствует оказанию помощи со стороны кого-либо из них. Жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождётся помощи, если за её страданиями наблюдает большое число людей. Обнаружена следующая закономерность: вероятность получения помощи выше, если человек находится в малой группе, и гораздо ниже, если он находится в окружении большого числа людей.

Факторами социальной лени являются:

  1. Наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень.
  2. Групповая сплочённость и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди.
  3. Численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень.
  4. Кросс-культурные различия. Члены коллективистических культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур.
  5. Гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.

Эффект «синергии»

Эффект «синергии» — это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, то есть отвечает требованию 1 + 1>2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работах и работах М. В. Ланге установлено, что группа по успешности в работе действительно может превосходить индивидуальную успешность отдельных людей. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышении наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объёме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, «особо одарённые люди», по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения.

Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брейнсторминга» — «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без их критического анализа и логического осмысления.

Эффект группомыслия

Эффект группомыслия — это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплочённой группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Открытие этого феномена и изобретение термина «группомыслие» (groupthink), или «огруппление мышления», принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису. Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплочённое мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы.

Обычно для группы, вовлечённой в подобную стратегию принятия решений, поиск консенсуса становится столь важен, что члены группы добровольно отказываются от каких-либо сомнений и возможностей взглянуть на задачу новым, оригинальным, нетрадиционным взглядом. Отдельные члены группы могут даже превратиться в своеобразных «стражей мысли», быстро фиксирующих и жёстко наказывающих любое инакомыслие.

Таким образом, человек зависим от группы в своих контактах с окружающим миром, в подавляющем большинстве случаев он склонен уступать группе. Даже сенсорная информация человека может быть искажена социальным давлением.

Эффект конформизма

В 1956 году Соломон Эш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из семи человек предложили участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трёх отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Эша, 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Изучение эффекта конформизма весьма популярно в социальной психологии.

Выделяют несколько условий возникновения конформизма:

  1. Тип личности. Люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой.
  2. Численность группы. Наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трёх и более человек.
  3. Состав группы. Степень конформизма повышается, если, во-первых, группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде.
  4. Ловушка «группомыслия» среди людей.
  5. Сплочённость. Чем больше степень сплочённости группы, тем больше у неё власти над своими членами.
  6. Статус, авторитет. Люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются.
  7. Наличие союзника. Если к человеку, отстаивающему своё мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает.
  8. Публичный ответ. Более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

Степень конформизма возрастает, если задание сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределённость ситуации и неясность информации способствуют ориентации человека на мнения других людей, они становятся определёнными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принятия группового решения.

Эффект подражания

Подражание — один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчёркивает и укрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такая стереотипизация даже может вылиться в униформу (например форма военных, деловой костюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какой именно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами, правилами и стереотипами регулируется его поведение. Люди более склонны следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего.

Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению групповой задачи. Он близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизме группа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражании следование групповым требованиям является добровольным.

Эффект «ореола»

Эффект ореола — это влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому. Эффект «ореола», или «гало-эффект», — явление, возникающее при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения.

Эффект ореола возникает в условиях:

  • дефицита времени — у человека нет времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его личностные качества или ситуацию, в которую он попал;
  • перегруженность информацией — человек настолько перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и времени подумать детально о каждом в отдельности;
  • незначимость другого человека — соответственно, возникает смутное, неопределённое представление о другом, его «ореол»;
  • стереотип восприятия — возникает на основе обобщённого представления о большой группе людей, к которой данный человек по тем или иным параметрам принадлежит;
  • яркость, неординарность личности — одна какая-то черта личности бросается в глаза окружающим и оттесняет на задний план все её другие качества. Физическая привлекательность часто является именно такой характерной чертой.

В негативном смысле этот эффект проявляется в преуменьшении достоинств объекта восприятия, что приводит к предубеждению в отношении к нему со стороны воспринимающих людей. Предубеждение — это специфическая установка субъектов, основанная на информации об отрицательных качествах объекта. Такая информация, как правило, не проверяется на достоверность и надёжность, а воспринимается на веру.

Эффект группового фаворитизма

Эффект группового фаворитизма — это тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы. Эффект группового фаворитизма базируется на эффекте «мы и они» и как бы устанавливает «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либо критериям воспринимаются как «свои», и теми, которые по этим же критериям воспринимаются как «чужие».

Вот некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма:

  • эффект группового фаворитизма сильнее проявляется в тех случаях, когда для группы очень значимы критерии сравнения по результатам деятельности и специфике взаимоотношений с другими группами, то есть когда группы находятся в ситуации конкуренции друг с другом;
  • групповой фаворитизм проявляется сильнее в отношении тех групп, критерии сравнения с деятельностью которых не только значимы для группы, но и соответствуют её собственным критериям, то есть в этом случае появляется возможность чёткой однозначной сравнимости групп;
  • членство в группе оказывается более важно, чем межличностное сходство: люди чаще предпочитают «своих», хотя и не похожих на них самих по личностным качествам, и отказывают в предпочтении «чужим», хотя и сходным с ними по взглядам, интересам, личностным особенностям;
  • члены группы склонны объяснять возможный успех своей группы внутригрупповыми факторами, а её возможную неудачу — факторами внешнего порядка, то есть если группа достигает успеха, то она приписывает этот результат самой себе (своему профессионализму, благоприятному социально-психологическому климату, деловым качествам руководителей и так далее), но если группу постигает неудача, то люди ищут виновных вне группы, пытаются переложить вину на другие группы.

Эффект группового эгоизма

Эффект группового эгоизма — это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества. Цели группы достигаются за счёт ущемления интересов её отдельных членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизм проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность её существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества. Тогда личность обычно приносится в жертву целостности группы, полностью подчиняется её требованиям и стандартам поведения. Эффект группового эгоизма может сыграть очень негативную роль в дальнейшей жизнедеятельности группы и судьбе её отдельных членов.

Эффект «маятника»

Эффект «маятника» — это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера. Интенсивность проявления и временная протяженность эмоциональных состояний определяются значимыми для членов группы условиями и событиями их совместной деятельности.

Экспериментально-эмоциональные потенциалы группы изучены российским психологом А. Н. Лутошкиным. Настроение зависит от некоторых факторов:

  • времени суток и дня недели — в конце рабочего дня и недели настроение работников ухудшается, поскольку накапливается усталость;
  • особенностей психологической структуры группы, лидерских процессов;
  • уровня дисциплины труда в группе — чем выше дисциплина труда, тем лучше настроение и эмоциональное состояние членов группы;
  • сложившейся системы взаимоотношений в группе, уровня конфликтности или сплочённости — чем выше уровень конфликтности, тем хуже настроение.

Эффект «волны»

Эффект «волны» — это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. Новая идея зарождается в голове одного человека, он делится ей со своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет и развивает предложенную идею. Затем идея распространяется и среди других членов группы, осуществляется её групповая сценка и обсуждение. Как камешек, брошенный в воду, идея распространяется и охватывает всё большее число людей. Правда, волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям и интересам людей, а не противоречит им. В первом случае она понимается и развивается людьми, служит стимулом их активности, а во втором волновой эффект затухает.

Эффект «пульсара»

Эффект «пульсара» — это изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов. Групповая активность проходит цикл «оптимальная активность, необходимая для нормальной работы группы, — подъём активности — спад активности — возвращение к оптимальному уровню активности». Этот цикл может зависеть как от внешних стимулов (например получения группой срочного задания), так и от внутренних субъективных побудителей к деятельности (например стремления членов группы решать возникшую проблему). Эффект «пульсара», как проявление групповой активности, заключается в резком повышении активности в начале процесса деятельности, затем, когда задача решена, в спаде активности, то есть людям требуется отдых. Потом групповая активность возвращается на оптимальный уровень, необходимый для нормальной, слаженной, бесперебойной работы группы.

Эффект «бумеранга»

Эффект «бумеранга» впервые был зафиксирован в деятельности средств массовой коммуникации. Он заключается в следующем: человек, воспринимающий информацию, не признает её содержание или вывод истинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки или вырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но это суждение или установка, как правило, оказываются противоположными той установке, которую пытались ему внушить через средства массовой коммуникации. Эффект «бумеранга» может возникнуть в случае противоречивости информации, недоверия к её источнику, методам убеждения и так далее.

Данный эффект проявляется также в непосредственном общении и взаимодействии людей. Часто агрессивные действия или слова одного человека, направленные против другого, в итоге оборачиваются против того, кто совершил эти действия или произнёс эти слова. Например, в ситуации возникновения конфликта более вероятно, что члены группы психологически будут на стороне спокойного, уравновешенного человека, чем на стороне его агрессивного противника.

Эффект «мы и они»

Эффект «мы и они» — это чувство принадлежности к определённой группе людей (эффект «мы») и, соответственно, чувство отстранённости от других, размежевания с другими группами (эффект «они»).

Эффект принадлежности к группе включает два более частных эффекта — эффект сопричастности и эффект эмоциональной поддержки. Первый выражается в том, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется чувство ответственности за результаты деятельности группы. Эффект эмоциональной поддержки проявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы. Он предполагает также не только эмоциональную, но и реальную поддержку действиями других членов группы. Если такая поддержка члену группы не оказывается, то у него разрушается чувство «мы» — принадлежности к группе, сопричастности её делам — и возникает чувство «они», то есть член группы, не получивший эмоциональной поддержки, способен воспринимать свою группу как группу чужаков, не разделяющих его интересы и заботы.

Эффект «мы» оказывается эффективным психологическим механизмом функционирования группы. Гиперболизация чувства «мы» может привести группу к переоценке своих возможностей и достоинств, к отрыву от других групп, к «групповому эгоизму». В то же время, недостаточное развитие чувства «мы» приводит к потере ценностно-ориентированного единства группы.

Групповые эффекты

Самыми разными гранями своей психики люди реагируют на окружающих.

Поэтому наиболее популярным является определение социальной психологии как

науки, которая пытается понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли,

чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемое

присутствие других. Реакция человека на присутствие других проявляется в виде

веера самых разнообразных эффектов.

Групповые эффекты — это механизмы функционирования группы,

посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые

состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных

действий в совместной групповой деятельности и общении. Здесь мы рассмотрим 15

основных групповых эффектов:

Эффект социальной фасилитации. Эффект связан с усилением доминантных

реакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году.

Эксперимент Триплета заключался в изучении результатов влияния ситуации

соревнования на изменение скорости велосипедиста и сравнении их с результатами,

полученными в одиночной гонке. Триплет установил, что велогонщики показывают

лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал

вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным

Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивацию

человека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельности

человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при

решении сложных примеров на умножение.

Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однако

тогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит,

социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других,

затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление

причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание

человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении же

простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие

других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному

Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такого

рода реакций являются:

  • количество окружающих людей. Воздействие других возрастает

с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в

окружении большого количества людей;

  • взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;
  • значимость окружающих людей для человека;
  • степень пространственной близости между людьми. Социальное

    возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

  • Эффект принадлежности к группе. Английский психолог МакДугалл в 1908 г. в своей книге «Социальная психология» среди других инстинктов выделил чувство принадлежности

    Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучали

    процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином

    «групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные

    положения которой заключаются в следующем: человек, отождествляя себя с

    какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом

    статус группы и собственную самооценку.

    Групповая идентичность является установкой на принадлежность к определенной

    группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов — когнитивного,

    эмоционального и поведенческого — и регулирует поведение человека в группе.

    Когнитивный компонент заключается в осознании человеком

    принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими

    группами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповой

    идентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающего

    Эмоциональный компонент неразрывно связан с когнитивным компонентом.

    Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей

    принадлежности к группе в форме различных чувств — любви или ненависти,

    гордости или стыда.

    Поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает

    реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с

    позиций отдельной личности, с того момента, когда различия между своей и чужими

    группами становятся заметными и значимыми для него.

    Эффект Рингельмана. По мере увеличения количества членов, в группе

    происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу.

    Открыл данный эффект ученик В. Меде Макс Рингельман. Он обнаружил, что коллективная

    работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее

    членов, т. е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше

    усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных

    действий. М. Рингельман экспериментировал с поднятием тяжестей группой и

    отдельными людьми. Оказалось, что если продуктивность одного человека принять

    за 100%, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а

    составляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающими

    людьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трех человек окажется равным

    85%, а из восьми человек — только 49%. Рингельман предложил формулу для

    определения среднего индивидуального вклада участников в группах разной

    где С — средний индивидуальный вклад участников; К — количество членов

    Б. Латайне в 1979 году описал феномен невмешивающегося свидетеля. Проведя

    серию разнообразных экспериментов, он доказал, что само число свидетелей

    трагического происшествия препятствует оказанию помощи со стороны кого-либо из

    них. Жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если за

    ее страданиями наблюдает большое число людей. Обнаружена следующая

    закономерность: вероятность получения помощи выше, если человек находится в

    малой группе, и гораздо ниже, если он находится в окружении большого числа

    Факторами социальной лени являются:

    • наличие индивидуальной ответственности за результаты

    своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;

  • групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в

    группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди;

  • численность группы. Чем больше численность группы, тем

    выше социальная лень;

  • кросс-культурные различия. Члены коллективистических

    культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических

    культур;

  • гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют

    социальную лень, чем мужчины.

  • Эффект «синергии». Это прибавочная интеллектуальная энергия, которая

    возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом

    результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает

    требованию 1+1>2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работах

    и работах М. В. Ланге установлено, что группа по успешности в работе

    действительно может превосходить индивидуальную успешность отдельных людей.

    Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышении

    наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объеме памяти

    и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих

    сложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач,

    когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди», по терминологии

    Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения.

    Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брейнсторминга»

    — «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без их

    критического анализа и логического осмысления.

    Эффект группомыслия. Это способ мышления, приобретаемый людьми в

    ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в

    сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных

    альтернативных действий. Открытие этого феномена и изобретение термина

    «группомыслие» (groupthink), или

    «огруппление мышления», принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису.

    Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служит

    сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного

    человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий,

    споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и

    устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение,

    устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным с

    точки зрения каждого отдельного члена группы.

    Обычно для группы, вовлеченной в подобную стратегию принятия решений, поиск

    консенсуса становится столь важен, что члены группы добровольно отказываются от

    каких-либо сомнений и возможностей взглянуть на задачу новым, оригинальным,

    нетрадиционным взглядом. Отдельные члены группы могут даже превратиться в

    своеобразных «стражей мысли», быстро фиксирующих и жестко наказывающих любое

    Таким образом, человек зависим от группы в своих контактах с окружающим

    миром, в подавляющем большинстве случаев он склонен уступать группе. Даже

    сенсорная информация человека может быть искажена социальным давлением.

    Эффект конформизма. В 1956 году Соломон Эш применил термин

    «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и

    наивным испытуемым. Группе из семи человек предложили участвовать в опыте по

    изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех

    отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе

    подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На

    втором этапе группа собиралась вместе и члены группы давали ложный ответ, что

    было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы

    оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Эша, 37% его испытуемых

    прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Изучение эффекта

    конформизма весьма популярно в социальной психологии. Выделяют несколько

    условий возникновения конформизма:

    • тип личности: люди с заниженной самооценкой больше

    подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой;

  • численность группы: наибольшую степень конформизма

    люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и

    более человек;

  • состав группы: конформность повышается, если,

    во-первых, группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются

    значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к

    одной социальной среде;

  • ловушка «группомыслия» среди людей;
  • сплоченность: чем больше степень сплоченности

    группы, тем больше у нее власти над своими членами;

  • статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус,

    обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще

    подчиняются;

  • наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое

    мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя

    бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться

    давлению группы падает;

  • публичный ответ: более высокий уровень конформизма

    люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не

    тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение

    публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

  • Степень конформизма возрастает, если задание сложное или испытуемый

    чувствует свою некомпетентность.

    Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое

    и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его

    первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно

    стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны

    группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и

    неясность информации способствуют ориентации человека на мнения других людей,

    они становятся определенными и ясными источниками информации.

    В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль,

    поскольку является одним из механизмов принятия группового решения.

    Эффект моды (подражания). Подражание — один из основных механизмов

    групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы

    вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым

    подчеркивает и укрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такая

    стереотипизация даже может вылиться в униформу (например форма военных, деловой

    костюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какой

    именно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами,

    правилами и стереотипами регулируется его поведение. Люди более склонны

    следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего.

    Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации

    людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению

    групповой задачи. Он близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизме

    группа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражании

    следование групповым требованиям является добровольным.

    Эффект «ореола». Это влияние на содержание знаний, мнений, оценок

    личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к

    другому. Эффект «ореола», или «гало-эффект», — явление, возникающее при

    восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения.

    Эффект ореола возникает в условиях:

    • дефицита времени. У человека нет времени, чтобы

    обстоятельно познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его

    личностные качества или ситуацию, в которую он попал;

  • перегруженность информацией. Человек настолько

    перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и

    времени подумать детально о каждом в отдельности;

  • незначимость другого человека. Соответственно,

    возникает смутное, неопределенное представление о другом, его «ореол»;

  • стереотип восприятия. Возникает на основе

    обобщенного представления о большой группе людей, к которой данный человек

    по тем или иным параметрам принадлежит;

  • яркость, неординарность личности. Одна какая-то

    черта личности бросается в глаза окружающим и оттесняет на задний план все

    ее другие качества. Физическая привлекательность часто является именно

    такой характерной чертой.

  • В негативном смысле этот эффект проявляется в преуменьшении достоинств

    объекта восприятия, что приводит к предубеждению в отношении к нему со стороны

    воспринимающих людей. Предубеждение — это специфическая установка субъектов,

    основанная на информации об отрицательных качествах объекта. Такая информация,

    как правило, не проверяется на достоверность и надежность, а воспринимается на

    Эффект группового фаворитизма. Это тенденция каким-либо образом

    благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы.

    Эффект группового фаворитизма базируется на эффекте «мы и они» и как бы

    устанавливает «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либо

    критериям воспринимаются как «свои», и теми, которые по этим же критериям

    воспринимаются как «чужие».

    Вот некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма:

    • эффект группового фаворитизма сильнее проявляется в тех

    случаях, когда для группы очень значимы критерии сравнения по результатам

    деятельности и специфике взаимоотношений с другими группами, т. е. когда

    группы находятся в ситуации конкуренции друг с другом;

  • групповой фаворитизм проявляется сильнее в отношении тех

    групп, критерии сравнения с деятельностью которых не только значимы для

    группы, но и соответствуют ее собственным критериям, т. е. в этом случае

    появляется возможность четкой однозначной сравнимости групп;

  • членство в группе оказывается более важно, чем

    межличностное сходство: люди чаще предпочитают «своих», хотя и не похожих

    на них самих по личностным качествам, и отказывают в предпочтении «чужим»,

    хотя и сходным с ними по взглядам, интересам, личностным особенностям;

  • члены группы склонны объяснять возможный успех своей

    группы внутригрупповыми факторами, а ее возможную неудачу — факторами

    внешнего порядка, т. е. если группа достигает успеха, то она приписывает

    этот результат самой себе (своему профессионализму, благоприятному

    социально-психологическому климату, деловым качествам руководителей и

    пр.), но если группу постигает неудача, то люди ищут виновных вне группы,

    пытаются переложить вину на другие группы.

  • Эффект группового эгоизма. Это направленность групповых интересов,

    целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных

    членов группы или всего общества. Цели группы достигаются за счет ущемления

    интересов ее отдельных членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизм

    проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность ее

    существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества.

    Тогда личность обычно приносится в жертву целостности группы, полностью

    подчиняется ее требованиям и стандартам поведения. Эффект группового эгоизма

    может сыграть очень негативную роль в дальнейшей жизнедеятельности группы и

    судьбе ее отдельных членов.

    Эффект «маятника». Это циклическое чередование групповых

    эмоциональных состояний стенического и астенического характера.

    Интенсивность проявления и временная протяженность эмоциональных состояний

    определяются значимыми для членов группы условиями и событиями их совместной

    Экспериментально-эмоциональные потенциалы группы изучены российским

    психологом А. Н. Лутошкиным. Настроение зависит от некоторых факторов:

    • времени суток и дня недели: в конце рабочего дня и

    недели настроение работников ухудшается, поскольку накапливается

    усталость;

  • особенностей психологической структуры группы,

    лидерских процессов;

  • уровня дисциплины труда в группе: чем выше

    дисциплина труда, тем лучше настроение и эмоциональное состояние членов

    группы;

  • сложившейся системы взаимоотношений в группе,

    уровня конфликтности или сплоченности: чем выше уровень конфликтности, тем

    Эффект «волны». Это распространение в группе идей, целей, норм и

    ценностей. Новая идея зарождается в голове одного человека, он делится ею

    со своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет и

    развивает предложенную идею. Затем идея распространяется и среди других членов

    группы, осуществляется ее групповая сценка и обсуждение. Как камешек, брошенный

    в воду, идея распространяется и охватывает все большее число людей. Правда,

    волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям и

    интересам людей, а не противоречит им. В первом случае она понимается и

    развивается людьми, служит стимулом их активности, а во втором волновой эффект

    Эффект «пульсара». Это изменение групповой активности в

    зависимости от различных стимулов. Групповая активность проходит цикл

    «оптимальная активность, необходимая для нормальной работы группы, — подъем

    активности — спад активности — возвращение к оптимальному уровню активности».

    Этот цикл может зависеть как от внешних стимулов (например получения группой

    срочного задания), так и от внутренних субъективных побудителей к деятельности

    (например стремления членов группы решать возникшую проблему). Эффект

    «пульсара», как проявление групповой активности, заключается в резком повышении

    активности в начале процесса деятельности, затем, когда задача решена, в спаде

    активности, т. е. людям требуется отдых. Потом групповая активность возвращается

    на оптимальный уровень, необходимый для нормальной, слаженной, бесперебойной

    Эффект «бумеранга». Эффект «бумеранга» впервые был зафиксирован в

    деятельности средств массовой коммуникации. Он заключается в следующем:

    человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или вывод

    истинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки или

    вырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но

    это суждение или установка, как правило, оказываются противоположными той

    установке, которую пытались ему внушить через средства массовой коммуникации.

    Эффект «бумеранга» может возникнуть в случае противоречивости информации,

    недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр.

    Данный эффект проявляется также в непосредственном общении и взаимодействии

    людей. Часто агрессивные действия или слова одного человека, направленные

    против другого, в итоге оборачиваются против того, кто совершил эти действия

    или произнес эти слова. Например, в ситуации возникновения конфликта более

    вероятно, что члены группы психологически будут на стороне спокойного,

    уравновешенного человека, чем на стороне его агрессивного противника.

    Эффект «мы и они». Это чувство принадлежности к определенной группе

    людей (эффект «мы») и, соответственно, чувство отстраненности от других,

    размежевания с другими группами (эффект «они»).

    Эффект принадлежности к группе включает два более частных эффекта — эффект

    сопричастности и эффект эмоциональной поддержки. Первый выражается в

    том, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и

    неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно

    причисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется чувство

    ответственности за результаты деятельности группы. Эффект эмоциональной

    поддержки проявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной поддержки,

    сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы. Он

    предполагает также не только эмоциональную, но и реальную поддержку действиями

    других членов группы. Если такая поддержка члену группы не оказывается, то у

    него разрушается чувство «мы» — принадлежности к группе, сопричастности ее

    делам — и возникает чувство «они», т. е. член группы, не получивший

    эмоциональной поддержки, способен воспринимать свою группу как группу чужаков,

    не разделяющих его интересы и заботы.

    Эффект «мы» оказывается эффективным психологическим механизмом

    функционирования группы. Гиперболизация чувства «мы» может привести группу к

    переоценке своих возможностей и достоинств, к отрыву от других групп, к

    «групповому эгоизму». В то же время, недостаточное развитие чувства «мы»

    приводит к потере ценностно-ориентированного единства группы.