Эхолалии это

Эхолалия: симптомы и лечение

Эхолалия — основные симптомы:

  • Нарушение координации движения
  • Галлюцинации
  • Отставание в умственном развитии
  • Повторение услышанных слов
  • Забывчивость

Эхолалия – расстройство речевого поведения, при котором человек повторяет услышанные где-то или сказанные кем-то фразы и отдельные слова.

Оглавление:

Такой тип поведения свойственен маленьким детям, поэтому у них часто можно наблюдать признаки естественной эхолалии, которая является частью их познавательной активности. Например, малыши могут повторять слова за родителями в возрасте от 6 до 12 месяцев, и такое поведение является нормой. Также в более старшем возрасте (3–4 года) дети обучаются коммуникативным навыкам с помощью повторения слов собеседника, и это тоже не является патологией.

Патологическим можно назвать состояние, при котором у ребёнка происходит задержка умственного развития на фоне выраженной эхолалии. Кроме того, расстройство речи у взрослых также не может быть нормой – эхолалия во взрослом возрасте всегда является признаком патологии.

Причины

На сегодняшний день специалистами хорошо изучены причины данной патологии. Чаще всего появление симптомов заболевания связано с поражением лобных долей головного мозга. Поэтому если у ребёнка или взрослого наблюдаются и другие симптомы, такие как забывчивость, нарушение координации, галлюцинации и т. д., требуется незамедлительно обращаться с проблемой к врачу, чтобы он назначил адекватное лечение.

Если же поражение мозга не установлено, можно говорить о других причинах развития эхолалии, таких как:

Любая из этих патологий может быть выявлена в детском возрасте, поэтому, когда говорят об эхолалии у людей во взрослом возрасте, чаще всего речь идёт о не диагностированной психической патологии в детские годы.

Разновидности

Заболевание может проявляться двумя видами. Эхолалия бывает:

Немедленная характеризуется тем, что больной ребёнок сразу же после произнесения его собеседником определённой фразы или слова, повторяет её в точности. Либо же он может повторять фразы и слова, услышанные по радио или телевидению.

Данный вид эхолалии свойственен маленьким детям и часто носит физиологический характер. Если же речь идёт о патологическом состоянии, то такое поведение является возможностью для человека заполнить промежутки в речи, до того момента, как он осознает сказанное собеседником.

Отсроченная эхолалия – повторение определённых услышанных где-то предложений и слов по истечении какого-то времени, например, 10 минут, часа, дня и т. д.

Такое поведение носит компенсаторный характер и может характеризоваться такими функциями, как:

  • функция самостимуляции, при которой человек пытается воспроизвести свои ощущения и эмоции, пережитые в прошлом;
  • функция передачи настроения – таким способом человек пытается общаться с окружающими (что часто свойственно детям и взрослым с аутизмом), демонстрируя им не само слово, а его эмоциональную нагрузку;
  • функция систематизации информации, когда с помощью отдельных фраз и слов, услышанных за день, человек воскрешает в памяти прошедшие события и систематизирует их в своей голове.

Диагностика и лечение

Лечение эхолалии не требует применения лекарственных препаратов, поскольку данная патология по своей сути относится к психическим нарушениям, для коррекции которых ещё не разработаны соответствующие медикаменты. В то же время она легко поддаётся психологической коррекции, поэтому первое, что следует сделать родителям, заметившим у ребёнка признаки эхолалии, или взрослым с симптомами патологии – обратится к хорошему психотерапевту или психоневрологу.

Если речь идёт о естественной эхолалии, то её симптомы могут самостоятельно исчезнуть с течением времени – когда ребёнок найдёт другие способы самовыражения. Тем не менее родителям нужно придерживаться некоторых важных рекомендаций. Коррекция поведения ребёнка вынуждает родителей:

  • говорить с ребёнком всегда спокойно;
  • нормализовать атмосферу в семье (избегать ссор и криков);
  • задавать малышу наводящие вопросы, требующие чёткого ответа «да» или «нет»;
  • оберегать своих детей от стрессов.

Когда же речь идёт о патологическом состоянии, требуется тщательное обследование пациента на предмет выявления психических расстройств. И вот с целью коррекции этих расстройств, лежащих в основе эхолалии, врачом могут быть назначены определённые психостимуляторы, транквилизаторы или нейролептики.

Если Вы считаете, что у вас Эхолалия и характерные для этого заболевания симптомы, то вам могут помочь врачи: психиатр, психотерапевт.

Также предлагаем воспользоваться нашим сервисом диагностики заболеваний онлайн, который на основе введенных симптомов подбирает вероятные заболевания.

Виды, причины и лечение эхолалии

Эхолалия представляет собой вид однообразного речевого поведения, когда человек автоматически повторяет чужие слова и фразы как эхо иногда даже с сохранением услышанной интонации. Расстройство может встречаться у взрослых, но чаще наблюдается у детей. По мнению психологов, в определенном возрасте эхолалия является нормальным этапом развития речи, проявляясь в той или иной степени практически у каждого ребенка.

Иногда такое явление называют бесцельным повторением, но такое сравнение не совсем корректно. И хотя складывается впечатление, что ребенок просто не осознает того, что повторяет предложение или его часть, на самом деле такое повторение является попыткой вступить в диалог, изучить и применить основы речи. В норме подобное речевое поведение имеет место непродолжительное время и в раннем возрасте. В остальных случаях данное явление может быть симптомом аутизма, задержки развития, какого-либо неврологического нарушения или патологии зрения.

Психологи выделят два вида эхолалии: немедленную и отсроченную. Первый вид расстройства заключается в незамедлительном повторении услышанных слов. По сути, это является некой демонстрацией того, что ребенок услышал чужую речь, однако ему все еще требуется время для ее понимания. У здоровых детей стадия формирования осмысления произнесенного не занимает длительное время – обычно несколько месяцев. У ребенка с аутизмом этот процесс может затянуться на годы.

Отсроченная эхолалия характеризуется все тем же повторением услышанных слов или фраз, но не сразу, а через какой-то промежуток времени — несколько минут, дней и более. Фразы могут повторяться в любое время и в любой ситуации. Данный вид расстройства наиболее характерен для больных с аутизмом.

Провоцирующие факторы

Причины отсроченной эхолалии достаточно хорошо изучены. Если рассматривать факторы, способствующие возникновению у детей, то помимо естественного процесса обучения речевой деятельности можно выделить три основных момента:

  • Самостимулирующее поведения у ребенка. При повторении услышанного у ребенка возникают ассоциации и определенный спектр эмоций. Однако так как образы часто всплывают совершенно не к месту, это может стать помехой в общении с окружающими;
  • Коммуникации настроения. В этом случае эхолалия является способом выражения настроения, ведь повторяемые ребенком фразы ассоциируется с определенными эмоциями. К примеру, слыша фразу «шоколадное мороженое закончилось», можно догадаться, что ребенок испытывает в данный момент чувство разочарования, то же самое и с положительными эмоциями;
  • Своеобразный метод обработки информации, полученной на протяжении дня. Повторяя услышанные ранее фразы, ребенок упорядочивает в своей голове произошедшие события и одновременно делится полученными впечатлениями с окружающими.

В детском и взрослом возрасте немедленная и отсроченная эхолалия также может наблюдаться при различных нарушениях психики и неврологических патологиях. Так, довольно часто описываемое расстройство выступает в качестве симптома синдрома Туретта, аутизм, кататоническая шизофрения, дисфазия, умственная отсталость, заболевания, сопровождающиеся поражением лобных долей головного мозга и т.д.

Некоторые взрослые, которым был поставлен диагноз аутизм, объясняли, что немедленная эхолалия для них является неким способом общения. По сути, это попытка поддержать беседу, ответив собеседнику еще до того, как пришло осознание и понимание сказанного им.

У детей в норме эхолалия может встречаться в возрасте до трех лет, когда ребенок познает речь методом повторения услышанных слов. В этом случае имитация чужой речи становится единственным способом потренировать собственное произношение, пополнить словарный запас, а также удовлетворить потребность поучаствовать в разговоре. В более старшем возрасте подобный симптом требует обращения к врачу, так как может указывать на серьезную патологию.

В клинической практике нередко встречаются случаи, когда немедленная эхолалия провоцировали истерики у маленьких пациентов, вследствие возникающего недопонимания. К примеру, мама спрашивает «ты хочешь грушу или банан?», ребенок же автоматически повторяет «Банан», а мама, в свою очередь, решает, что чадо действительно его хочет. Соответственно, получив банан, ребенок начинает кричать и плакать. В таких случаях специалисты рекомендуют использовать карточки с изображениями, из которых ребенок может выбрать то, что желает в данный момент.

Лечение

Коррекция эхолалии медикаментозными препаратами в настоящее время не практикуется, так как не было разработано специфических лекарственных средств для этого. Однако существуют иные методы, позволяющие развить речевые навыки детей и адаптировать их к нормам. Основная роль в коррекционной работе отводится родителям – им требуется крайне внимательно относиться к собственной речи, говорить ясно и размеренно в спокойной тональности. Недопустимы никакие эмоциональные встряски при ребенке, например ссоры в семье, крики и т.д.

Как правило, по мере взросления проявления эхолалии сходят на нет самостоятельно. Приобретая речевые навыки, примерно в возрасте трех лет дети начинают самостоятельно строить предложения, в соответствии с общепринятыми языковыми нормами. При аутизме расстройство не всегда исчезает полностью, но в сознательном возрасте оно практически перестает мешать, становясь просто средством коммуникации между больным человеком и окружающими.

Существуют специальные методики, применимые, как для детей, так и для взрослых, направленные на улучше,ние понимания и восприятия чужой устной речи. При немедленной форме эхолалии рекомендуется задавать ребенку вопросу с четкой формулировкой, чтобы получить односложный ответ «да» или «нет». В остальных случаях можно использовать метод с картинками, описанный выше.

Стоит отметить, что эхолалия не является диагностическим критерием аутизма, несмотря на то, что очень часто встречается именно при таком диагнозе. Именно поэтому не следует расстраиваться раньше времени, нужно терпеливо бороться с проблемой, постепенно расширяя словарный запас и улучшая коммуникативные навыки ребенка.

Что такое эхолалия и когда она перестает быть нормой?

1. Определение понятий 2. Причины 3. Классификация 4. Диагностика 5. Лечение

В процессе формирования речи различные зоны коры претерпевают ряд последовательных изменений. На определенной ступени развития ребенок способен издавать отдельные звуки, затем произносить слова, в последующем возникает речеподражание и так далее. Без прохождения этих этапов полноценное построение языковых конструкций невозможно. Однако не всегда процессы формирования речи протекают физиологично. И порой нормальные функции начинают выступать в роли патологических симптомов.

Одной из таких необходимых для созревания центра речи ступеней считается эхолалия – явление, когда человек повторяет услышанную чужую речь. В каких случаях она перестает быть нормой и служит поводом для серьезных беспокойств?

Определение понятий

Эхолалия (echolalia) представляет собой неконтролируемое повторение услышанных фраз и слов. С одной стороны это является неотъемлемой ступенью в формировании второй сигнальной системы у ребенка. Так, речеподражание рассматривается как характерная возрастная норма для годовалого малыша и детей до 3 лет. С другой стороны – при сохранении явления у лиц старше 4 лет эхолалия может быть рассмотрена как патологический симптом.

Физиологическая эхолалия у детей служит необходимым компонентом для обучения коммуникативным навыкам и не является патологией.

При сочетании явлений речеподражания с задержкой психо-моторного развития у детей, а также эхолалия во взрослом возрасте всегда являются признаками патологии.

Эхолалия – это не самостоятельный диагноз, а симптом заболевания. Речеподражание может присутствовать в структуре алалии (задержки речевого развития) и афазии (потери уже сформированной речевой функции).

У детей старше четырех лет и взрослых людей эхолалия является признаком патологии.

Причины

Симптом повторения услышанных слов и фраз возникает в результате несостоятельности центра моторной речи, локализованной в лобной доле. Как явление нормы такой симптом свойственен малышам первого года жизни (от 6 до 12 месяцев), а также для детей постарше (трех-четырех лет). Как патологическое состояние речеподражание может быть следствием нарушения целого ряда высших психических функций.

Эхолалия в детском возрасте часто проявляется в результате:

  • перинатальной патологии нервной системы;
  • синдрома Туретта;
  • шизофрении;
  • аутизма (autism).
  • цереброваскулярные заболевания;
  • нейроинфекции;
  • новообразования головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • энцефалопатия.

Вне зависимости от причин возникновения симптом патологического речеподражания требует обязательной оценки степени тяжести, клинических особенностей и индивидуальной программы коррекции.

Классификация

Клинически эхолалию подразделяют на два вида. Если речеподражание следует сразу за произнесенной со стороны фразой, можно говорить о немедленной форме. Существует и отсроченная эхолалия, при которой услышанное ранее слово, фраза или предложение повторяются по истечению определенного времени.

Отсроченное речеподражание должно настораживать в большей степени в связи со сложностью патогенеза и трудностями его преодоления. Чаще всего оно является следствием нарушения целого ряда высших психических процессов. Отложенная по времени эхолалия может быть проявлением таких феноменов как:

  • самостимуляция или стимминг. При этом человек воспроизводит уже пережитые эмоциональные ощущения за счет проговаривания ранее услышанных слов;
  • посыл настроения окружающим, возникающий как способ коммуникации при передаче эмоциональной окраски слов. Данное проявление типично для лиц, страдающих аутизмом;
  • систематизация информации. Необходимость повторять слова возникает в результате возобновления в памяти действий и событий при помощи речеповторения.

Отсроченная форма эхолалии может встречаться при тяжелых психических расстройствах, таких как аутизм и шизофрения, и, как правило, сочетается с девиантным поведением.

Диагностика

Несмотря на то, что эхолалия в определенном возрасте рассматривается как неотъемлемая составляющая формирования нормальной речи, сохранение подобного явления служит поводом для серьезных беспокойств. Ранняя диагностика патологического речеподражания имеет решающее значение в связи с более легкой курабельностью незапущенных случаев.

Само распознавание эхолаличной речи не представляет особых сложностей. Окружающие легко замечают автоматическое проговаривание услышанных со стороны слов, фраз или предложений. Однако, учитывая сочетание подобной патологии с рядом других познавательных нарушений, требуется проведение комплексного нейропсихологического тестирования, методы которого могут разниться в зависимости от клинических особенностей заболевания и возрастной группы пациента. Работа нейропсихолога направлена на выявление и анализ высших психических функций для определения и проведения дифференциальной диагностики многих неврологических заболеваний. Выраженность когнитивного дефицита во многом определяют тактику ведения пациента и исход болезни.

Крайне важно проводить повторные нейропсихологические исследования в рамках динамического наблюдения за пациентом.

Лечение

Комплекс лечебных мероприятий при эхолалии зависит от причины ее возникновения, возраста пациента и сочетания с другими расстройствами высших психических функций.

Физиологическое речеповторение у детей до четырех лет не требует стороннего вмешательства. Такая ситуация нуждается лишь в контроле со стороны родителей и помощи в правильном формировании центров речи. Для этого необходим регулярный диалог с ребенком с четким произнесением слов, чтобы ребенок мог правильно услышать старших. Кроме того, важно создать благоприятную психологическую атмосферу и ограничить возможные стрессовые ситуации.

Лекарственная терапия патологической эхолалии не проводится. Коррекция речеподражания возможна с помощью ряда нейропсихологических методик, позволяющих правильно сформировать речевые навыки и привести их к установленным нормам. На этом этапе также важно соблюдать принципы родительского контроля над собственной речью и препятствия резким эмоционально-психическим перегрузкам ребенка.

Медикаментозное лечение эхолалии оправдано, если она является составляющей органического поражения головного мозга, требующего введения тех или иных лекарственных препаратов.

Феномен эхолалии в рамках синдрома моторной афазии нуждается в коррекции основного заболевания, ставшего причиной развития патологии (инсульта, нейроинфекции, травмы и так далее). Однако и здесь параллельно должна идти нейропсихологическая коррекция, проводимая врачом-афазиологом для восстановления поврежденного центра речи.

Речевое общение является важнейшей составляющей нашей повседневной жизни. Ограничения речевых навыков существенно изменяют коммуникативную способность человека, снижают его социальную адаптацию и качество жизни.

Эхолалия не только выступает в роли фактора, препятствующего формированию общепринятых норм речевой активности. В определенных случаях она может являться признаком серьезной патологии головного мозга. Несмотря на то, что сам феномен речеподражания имеет физиологическую основу, в определенных случаях эхолалия нуждается в лечении. Своевременное выявление перехода нормального этапа развития ребенка в патологическое состояние позволяет в более короткие сроки скорректировать речевые нарушения и адаптировать пациента к общению с окружающими.

Эхолалия у детей: о чем свидетельствует нарушение?

Эхолалия считается нормой в период становления коммуникативных навыков у ребенка, но также выступает одним из специфических симптомов расстройств аутистического характера у детей. Она проявляется как бесконтрольное повторение или выкрикивание чужих слов ребенком. У взрослых нарушение встречается очень редко и только на фоне психоневрологических заболеваний. Диагностировать нарушение может детский психолог или психиатр.

Становление речи и развитие коммуникативных навыков у человека происходит в два этапа. Первый период начинается у ребенка в полгода и длится примерно год. В это время малыш пытается воспроизводить звуки, слоги и слова, услышанные от окружающих, не понимая их смысла. В логопедии этот период считается очень важным для развития речи, так как в этом возрасте происходит становление фонетического строя речи.

Второй этап — это развитие коммуникативных навыков, он начинается в возрасте трех лет и заканчивается к четырем годам. В это время ребенок копирует речь окружающих взрослых, зачастую неосознанно и бесконтрольно. Он узнает значение новых слов, учится ими оперировать, то есть происходит развитие синтаксического строя речи.

Через эти два этапа проходит каждый человек, эхолалия в этот период абсолютно нормальна, не требует коррекции и не должна вызывать опасений.

Логопеды и детские психиатры утверждают, что эхолалия в той или иной степени может проявляться как с раннего детства и до 1,5 лет, так и с трех до четырех лет, когда ребенок учится взаимодействовать с окружающими посредством слов. В период между этими этапами развития речи эхолалия может исчезать, то есть ребенок в возрасте от полутора до трех лет не всегда повторяет чужие слова. Это обусловлено тем, что в это время малыши начинают активно говорить и выражать свои чувства и эмоции. Они в большей мере сосредотачиваются на самом процессе правильного произношения слов, поэтому эхолалия может отсутствовать. Начиная с трех лет малыш уже уверенно говорит, но наступает время расширения словарного запаса, в связи с чем он начинает просто повторять чужие слова, не понимая их смысла.

У детей старшего возраста и у взрослых эхолалия выступает вторичным симптомом расстройства психики и неврологических патологий.

Поводом для беспокойства выступает бессвязное повторение чужих фраз у детей в возрасте старше четырех лет. В психиатрии и психологии эхолалия ассоциируется с аутизмом, так как выступает специфическим симптомом различных расстройств аутистического спектра. Нарушение может сопровождать неврологические заболевания.

Эхолалия выступает симптомом следующих патологий:

  • синдром Туретта;
  • кататоническая шизофрения;
  • умственная отсталость;
  • аутизм;
  • другие неврологические нарушения.

Синдром Туретта сопровождается тиками, в том числе и вокальными. Ими нередко выступает эхолалия. Такое расстройство сопровождает умственную отсталость различных типов и расстройства аутистического спектра. Эхолалия наблюдается при органических поражениях или аномалиях развития лобных долей мозга.

Причины эхолалии позволяют сделать прогноз на нормализацию речи в будущем.

Симптомы нарушения напрямую связаны с видом эхолалии. Общим для разных видов нарушения является то, что ребенок повторяет чужие слова.

Выделяют два вида нарушения — это отсроченная эхолалия и немедленная. Первая форма характеризуется тремя видами специфического поведения, которые выступают проявлением чувств и мыслей ребенка:

  • самостимуляция;
  • передача настроения;
  • подведение итогов дня.

Немедленная эхолалия проявляется сразу же после того, как ребенок услышит чужую речь и не только при разговоре с собеседником, но и при просмотре телевизора или прослушивании радио. Ребенок одинаково повторяет за родителями или диктором по телевизору.

Суть такой эхолалии объясняется просто — малыш дает понять окружающим, что их слова услышаны. Повторение чужой речи — это всего лишь попытка выиграть время на осмысление сказанного. Такая форма нарушения характерна и для здоровых детей, и для малышей с расстройствами психики. У здоровых детей на понимание сказанных слов уходит от нескольких дней до нескольких месяцев, именно так и происходит становление коммуникативных навыков. При расстройстве аутистического характера понимание ранее бессмысленно повторяемых слов происходит через много лет.

При аутизме и расстройствах психики чаще всего речь идет об отсроченной эхолалии. Она характеризуется повторением ранее услышанных слов или фраз через некоторый промежуток времени — от нескольких минут до нескольких недель, месяцев и даже лет. Это объясняется тем, что ребенок повторяет ранее услышанное с определенной целью — продемонстрировать свое настроение или дать понять о своих намерениях.

Различают три вида отсроченной эхолалии по эмоциям и чувствам, которые ребенок вкладывает в повторение слов. Самостимуляция посредством воспроизведения чужой речи — это своеобразное развлечение для ребенка. Так он передает что-то, что его заинтересовало. Услышав что-то интересное в фильме, ребенок время от времени повторяет это, возвращаясь мыслями к сюжету. Это часто происходит не к месту и нарушает коммуникацию с другими людьми.

Передача настроения посредством эхолалии — одна из особенностей расстройств аутистического спектра. Чтобы понять особенности такого поведения, нужно рассмотреть пример. Заходя с родителями в магазин, малыш слышит, что шоколада в продаже нет. Это его расстраивает, поэтому в следующий раз, почувствовав грусть или разочарование, он произносит фразу «шоколада в продаже нет».

Подводя итоги дня, малыш повторяет обрывки фраз и отдельные слова, услышанные за день. Это тоже свидетельствует об отсроченной эхолалии.

Проявление эхолалии у детей: виды, симптомы, коррекция

Эхолалия – речевое нарушение, при котором непроизвольно (автоматически) повторяются чужие слова или фразы. Диагностируется заболевание преимущественно у детей, иногда встречается и у взрослых.

К эхолалии близка палилалия (в спец. литературе обозначена как “аутоэхолалия”). Так называют автоматическое повторение собственных слов, оно отличается от эхолалии тем, что такое слово (фраза) воспроизводится беспрерывно, причем с нарастающей скоростью.

Заболевание можно распознать самостоятельно. Особенно опасна не распознанная вовремя эхолалия у детей, симптомы которой можно спутать с простым обучением говорению.

Что такое эхолалия

Это заболевание представляет собой неврологическое расстройство речи (устной), характеризующееся бесконтрольным повторением услышанных от других фраз и слов.

До четырех лет, когда формируется умение говорить, копирование чужой речи не считается аномалией. Ребенок в этом возрасте, практикуясь в произношении звуков и осваивая навыки социальной речи, повторяет слова и фразы за взрослым. Со стороны может показаться, что он бездумно воспроизводит услышанное, но на самом деле это попытка вступить в диалог. Такое речевое поведение быстро проходит.

В более позднем возрасте (старше четырех лет) эхолалия уже не является нормой; нужно обязательно обратиться к узкому специалисту, чтобы проконсультироваться по поводу предполагаемого заболевания.

Патология может быть проявлением задержки развития, аутистического или неврологического нарушения. Самолечение здесь недопустимо, так как только специалисты помогут исправить ситуацию.

Виды эхолалии

Специалисты делят заболевание на несколько видов. Эхолалия бывает отложенной (отсроченной) и немедленной.

В детской речи виды эхолалии проявляют себя не одинаково.

При немедленной форме эхолалии услышанные слова другого человека, из телепередачи или иного источника звуки, фразы повторяются ребенком сразу же. К примеру, на вопрос: «Ты замерз?» малыш ответит: «Ты замерз». Так он старается показать свою способность говорить и повторять звуки. Но первоначально ребенок не понимает смысла сказанного, отчего могут иметь место истерики.

Состояние считается нормой, если нарушения в речи занимают короткий период. В том случае, когда они задерживаются на долгие годы, эхолалия является типичным симптомом какого-либо психоневрологического заболевания.

Немедленная форма эхолалии

Разберем, что представляет собой немедленная форма заболевания. Она выполняет такие функции в формировании речи:

  1. Поддержание разговора. Ребенок уже понимает, что речь строится на обмене репликами, но бедный словарный запас не позволяет ему понять смысл всего сказанного и сформулировать адекватный ответ. Поэтому он, в попытке поддержать разговор, просто воспроизводит слова, которые он слышал от взрослого.
  2. Согласие. Есть версия, что дети повторением слов другого человека выражают свое согласие. Они уже научились говорить «нет», но еще не знакомы со словом «да». Ребенок повторяет его, сопровождая кивком головы. Например, мама спрашивает: «Маша хочет кушать?» и дочь отвечает: «Маша хочет кушать». Родители могут сами провоцировать болезнь, не понимая, до какого возраста эхолалия – относительная норма. Недопустимо обращаться к шести − семилетнему ребенку в третьем лице!
  3. Попытка понять речь взрослых. Механизм схож с усвоением иностранного языка. Повторяя, человек вслушивается в слово, пробует его «на вкус».

Отсроченная эхолалия у детей характеризуется тем, что заученные чужие фразы повторяются на публике, причем спустя какое-то время и в неуместной ситуации. Наиболее явные характерные признаки этого вида эхолалии не остаются незамеченными – обычно родители чувствуют неудобство перед посторонними и сразу обращают внимание на патологию.

Отсроченная форма эхолалии

При отсроченной эхолалии чаще всего основным диагнозом является аутизм. Этот вид выполняет следующие функции:

  1. Стимминг (аутостимуляция). Повторение отвлекает от ощущения стресса, позволяет справиться с напряжением, дает возможность получить сильные положительные эмоции.
  2. Выражение настроения. Повторяются слова, услышанные ранее, связанные с отрицательными или положительными эмоциями, но вне связи с текущей ситуацией. Например, отец похвалил сына и сказал: «Куплю тебе мороженое», в результате фраза закрепилась положительной реакцией. Когда в школе учитель похвалит мальчика за выученный урок, ребенок может выдать совсем не к месту фразу: «Куплю тебе мороженое» чужому взрослому человеку.
  3. Подведение итогов. С помощью повторения одного слова обрабатывается и систематизируется поступившая за день информация.

Если у детей наблюдаются одно или несколько проявлений, можно говорить о том, что нужно бить тревогу. Чтобы не допустить прогрессирования болезни, уже при появлении первых признаков нужно обратиться к специалистам и разобраться в причинах развития эхолалии.

Причины и симптоматика заболевания

Некоторые патологические состояния, психические, неврологические заболевания вызывают аномалию речи. Иногда (как при аутизме) отрицательные, на первый взгляд, симптомы даже служат показателем того, что функции эхолалии налицо.

Причины заболевания такие:

  • повреждение определенной части головного мозга (лобной доли);
  • неврологические и психические патологии;
  • умственная отсталость;
  • проявление аутизма и шизофрении;
  • синдром Ретта (тяжелое генетическое заболевание) / Туретта;
  • имбецильность (олигофрения);
  • опухоль головного мозга;
  • дислексия;
  • дисфазия.

Определение основного заболевания (равно как и причины патологии) – основополагающий момент, так как при лечении эхолалия проходит.

Основные симптомы эхолалии:

  1. Повторение слов, фраз, предложений из чужой речи (собеседника, теле- и радиопередачи): 1) В ходе разговора при немедленной форме. 2) Через промежуток от 10 минут до месяца независимо от ситуаций (при отсроченной).
  2. Самостимуляция (управление определенными эмоциями: ребенок повторяет фразу или слова, ассоциирующиеся с удовольствием).
  3. Систематизация информации (проговаривание услышанного за день).
  4. Тихая или неестественно громкая речь, неправильная интонация, скудная мимика, заученное свое произношение.
  5. Отсутствие реакции на имя.
  6. Отсутствие зрительного контакта с собеседником.

Симптоматика напрямую связана с видом нарушения. Общим является только повторение чужих слов. Если даже частично появляется данное состояние, то необходимо поместить больного под наблюдение врача, чтобы вовремя начать лечение. Точную причину эхолалии у детей, проанализировав симптомы у ребенка и проведя комплексное обследование, определит только врач.

Методы коррекции

С целью диагностики эхолалии сначала обращаются к психологу или психоневрологу (дополнительно — к логопеду и дефектологу). После беседы с ребенком и тестирования его состояния врачи ответят на все вопросы, волнующие родителей, и точно определят, норма это или отклонение.

При подозрении на эхолалию назначают обследование:

  1. анализ крови и мочи;
  2. анализ ДНК;
  3. ультразвуковое исследование (выявляет степень повреждения мозга);
  4. электроэнцефалограмму;
  5. магнитно-резонансную томографию (выявляет нарушение развития головного мозга);
  6. проверку слуха (для исключения тугоухости).

Если диагноз не подтвердился, то коррекция речи у детей все равно .необходима.

При общении с ребенком взрослые должны быть предельно осторожными:

  1. говорить четко, не спеша, спокойным тоном;
  2. добиваться краткого ответа на вопросы (да или нет);
  3. оберегать ребенка, страдающего эхолалией, от стрессовых ситуаций;
  4. вести себя терпеливо, с пониманием;
  5. не прерывать, если ребенок повторяет слова или фразы;
  6. вникать в смысл сказанного;
  7. целенаправленно увеличивать словарный запас ребенка, так как должен всегда быть большой выбор слов для общения.

Эти рекомендации особо важно соблюдать воспитателям и учителям при общении с «особенными» детьми.

При выявлении речевых дефектов коррекцией занимается врач-логопед. Возможно, понадобится обращение к специалисту за дополнительной консультацией. Исправление нарушений и лечебные мероприятия, раскрывающие лечение эхолалии, проводятся в этом случае немедикаментозным способом.

Выявленный аутизм или психические патологии, спровоцировавшие у детей эхолалию, требуют лечения. Подбирает его исключительно специалист − конкретно для каждого пациента.

Анализируются ситуация, интонация, мимика, ритм речи и другие нюансы во время общения, которые помогут лучше понять больного эхолалией.

Медикаментозно лечится не сама эхолалия, а патологии, которые спровоцировали ее появление.

Что нужно понимать родителям

Если пустить течение заболевания на произвол, то подрастающий человечек не поборет беспокойство, не научится вести беседу и не сможет правильно выражать свои мысли. В то же время при достаточном желании и старании родители могут максимально полно справиться с отклонениями развития ребенка. Победить болезнь окончательно, возможно, не получится, но вот наладить коммуникацию со сверстниками, превратив патологию в инструмент взаимодействия с окружающими, вполне реально.

Повторяя слова и фразы, услышанные от других людей, ребенок пытается побороть речевую проблему, самовыразиться. Для адаптации маленьких пациентов специалисты дают родителям следующие рекомендации:

  • не останавливать, не перебивать высказывания;
  • больше общаться, поддерживать любой разговор;
  • обращать внимание на все сказанное, даже если оно кажется бессмысленным;
  • заниматься регулярно, в спокойной, доверительной обстановке;
  • задумываться о том, зачем и в каких ситуациях малыш повторяет услышанное;
  • видоизменять речевую информацию, поступающую из звуковых источников, добавлением новых слов («Папа
  • пришел с работы» − «Папа пришел из магазина» − «Папа принес из магазина продукты»);
  • повторять любимые фразы ребенка, постепенно видоизменяя их;
  • так формулировать вопросы, чтобы ответ звучал конкретно: «да» или «нет»;
  • поощрять адекватно выраженные эмоции малыша;
  • следить за своей речью, чтобы она была размеренной, говорить коротко, ясно и понятно;
  • ограждать от стрессов, не кричать на ребенка, не ругаться при нем.

Существуют методики борьбы с отклонениями, ускоряющие эффект работы врачей. Самая действенная – подкрепление речи тактильными, обонятельными и визуальными ощущениями. Использование картинок, реальных вещей (продуктов, предметов) помогает понять ребенка, избежать вызванных непониманием истерик.

При выполнении рекомендаций родителями эхолалия в младшем возрасте исчезает бесследно. Но даже если заболевание является симптомом более серьезного расстройства, она постепенно может стать минимально заметной. Совместная работа специалистов и родителей по адаптации ребенка всегда дает положительный результат.

эхолалия

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое «эхолалия» в других словарях:

Эхолалия — неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи. Наблюдается у детей и взрослых при различных психических заболеваниях (шизофрении, аутизме, синдроме Ретта, синдроме Туретта, поражении лобных долей мозга и пр.), но иногда … Википедия

Эхолалия — (от греч. echo отражение звука и laleo говорю) неконтролируемое повторение слов, услышанных в чужой речи. Может быть обусловлена органическими заболеваниями мозга, но иногда встречается и на ранних стадиях нормального развития речи у детей … Психологический словарь

Эхолалия — (от греч. echo «эхо, отголосок» и lalia «речь») – «компульсивное и, очевидно, бессмысленное повторение слова или фразы, только что произнесенных другим человеком» (Ребер). Часто это симптом заболевания. Литвинов медленно взял эту руку и слабо… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

эхолалия — (echolalia; эхо + греч. lalia речь, болтовня; син. эхофразия) непроизвольное повторение психически больным слов и фраз, услышанных от окружающих; симптом кататонии … Большой медицинский словарь

Эхолалия — (эхо + греч. lalia – речь). 1. Истинная Э. (Wernicke С., 1900), характеризующаяся автоматической непроизвольной и лишенной смысла репродукцией обращенной к больному речи. Больной повторяет услышанное теми же словами и с неизменными интонациями,… … Толковый словарь психиатрических терминов

эхолалия — сущ. мед. повторение услышанных слов … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

ЭХОЛАЛИЯ — Компульсивное и, очевидно, бессмысленное повторение слова или фразы, только что произнесенных другим человеком. Обычно это является симптомом функционального расстройства, хотя и часто является компонентом аутизма, при котором то, что повторяется … Толковый словарь по психологии

ЭХОЛАЛИЯ — (echolalia) патологическое повторение слов, произносимых другим человеком. Может быть симптомом языкового расстройства, аутизма, кататонии или синдрома Жиль де ла Туретта … Толковый словарь по медицине

Эхолалия — (echolalia) симптом аутизма или шизофрении, при которой человек, реагируя на слова другого, повторяет их … Общая психология: глоссарий

эхолалия — (по имени нимфы Эхо в древнегреческой мифологии: согласно преданию, Эхо окаменела и от нее остался только голос, способный повторять лишь окончания произнесенных в ее присутствии слов) автоматическое повторение услышанных слов, когда вместо… … Дефектология. Словарь-справочник

Вопрос-ответ. Что такое эхолалия, и почему она важна?

Причины и значение одного из самых распространенных симптомов аутизма

Перевод: Елизавета Морозова

Однажды я тусовалась с друзьями, и мы начали обмениваться байками про аутизм. Я рассказала свою историю, закончив фразой: «И вот почему отсроченная эхолалия – лучший мамин друг!» Одна из присутствующих не рассмеялась. Она выглядела растерянной и спросила:

“Что такое эхолалия?”

Эхолалия – это повторение чужих фраз, слов или частей слов. Очень часто эхолалия – это симптом аутизма или другого неврологического расстройства, задержки развития или нарушений зрения.

Практически все маленькие дети в возрасте трех лет проходят стадию, когда они повторяют услышанные слова и фразы «как попугаи». Подобная имитация – это нормальный способ поэкспериментировать с произнесением различных звуков и попрактиковаться в навыках социальной речи, которые только начали появляться у ребенка. Это нормальная, и даже критически важная стадия развития речи.

Почему эхолалия встречается у детей намного старше? Каковы функции эхолалии?

В своей книге «Помогая детям с аутизмом учиться», автор Брина Сигель пишет: «Существуют две базовые формы эхолалии: немедленная эхолалия и отсроченная эхолалия. Появление этих двум форм показывает нам, как ребенок пытается воспринимать язык».

Немедленная эхолалия

Немедленная эхолалия означает, что человек повторяет то, что он только что услышал. Например, родители говорят: «Пора мыться в ванной», ребенок может повторить: «Мыться в ванной». Сигель отмечает, что когда ребенок повторяет чужие слова, он демонстрирует, что правильно вас услышал, что у него есть физическая способность воспроизводить речь, и что он может запомнить достаточно звуков для воспроизводства речи. Следующий шаг – понимание речи, и он может занять от нескольких месяцев до нескольких лет.

Причины немедленной эхолалии

Некоторые взрослые люди с аутизмом объясняют, что немедленная эхолалия – это способ коммуникации. По сути это способ сказать: «Я услышал тебя, но я до сих пор пытаюсь осознать то, что услышал». Немедленная эхолалия – это попытка поддержать разговор и дать ответ, соответствующий чужой фразе, еще до понимания сказанного.

Существуют методы, позволяющие улучшить понимание чужой речи на слух. Например, это можно сделать с помощью визуальной и тактильной поддержки – подключение как можно большего числа чувств улучшает понимание.

Например, мои дети очень любят историю о «Любопытном Джордже», которого обрызгал скунс-вонючка, но как бы я им не объясняла это словами, они не понимали, что это был за запах… пока однажды я не остановила машину, не опустила окна и не сказала: «Мальчики, вот так пахнет, когда скунс брызгается». Мои дети были просто в восторге, потому что они наконец-то поняли!

Потенциальный риск истерики

В сообществе аутизма довольно часто встречается сценарий, когда причина истерики – недоразумение из-за немедленной эхолалии. Взрослый спрашивает ребенка: «Хочешь виноград или яблоки?» Ответ почти всегда является последним словом: «Яблоки». Взрослый решает, что ребенок действительно хочет яблоки. Затем ребенок начинает дико кричать, когда ему дают яблоко, потому что ребенок ответил еще до того, как осознал два предложенных варианта, а на самом деле он хотел виноград. Карточки с картинками или PECS – это прекрасный способ предлагать ребенку что-то на выбор или готовить его к переменам, что позволяет предотвратить истерики.

Потребность в разговоре

Сигель приходит к следующему заключению: «Для большинства детей немедленная эхолалия – это стадия развития, которая начинается, когда они начинают понимать функцию слов, но не всегда способны достаточно быстро декодировать значение слова, чтобы дать конкретный и соответствующий ситуации ответ». Очень важно понимать, что немедленная эхолалия – это выражение потребности принять участие в разговоре. Еще важнее то, что немедленная эхолалия выражает желание понимать и изучать язык.

Отсроченная эхолалия

Многим людям нравится запоминать и повторять «интересные фразы» или даже целые параграфы, может быть стихи, речи знаменитостей или забавные сцены из фильмов. Пока заученные фразы повторяются в соответствующем социальном контексте, это считается приемлемым социальным поведением. Отсроченная эхолалия – это повторение чужих фраз через продолжительный период времени, например, могло пройти несколько минут или целый год с того момента, как фраза была услышана. Эти фразы могут повторяться в любое время и в любом месте.

Существует три возможных причины для отсроченной эхолалии.

1. Самостимулирующее поведение

Отсроченная эхолалия иногда является самостимулирующим поведением, чья единственная цель – удовольствие говорящего. Моему старшему сыну всегда нравится повторять предложения, которые он прочитал в книгах. Я поняла, что он видит книгу у себя в голове, и просто развлекает себя «перечитыванием» своих любимых отрывков снова и снова. Строка «Джордж, что это за запах?» явно заимствована из книги про скунса «Любопытный Джордж», что неизменно вызывает гомерический хохот.

Ему также нравится повторять отрывки из любимых видео, как будто он смотрит их у себя в голове. Когда отсроченная эхолалия используется в качестве персонального развлечения, она может мешать реальному общению. Взрослый может использовать такую эхолалию как подсказку, что нужно мягко переключить ребенка на более конструктивное занятие.

2. Коммуникация настроения

Мой опыт родителя говорит о том, что отсроченная эхолалия часто является импрессионистским способом сообщить о своем настроении. Если мой сын произносит фразу: «Сегодня бассейн закрыт», это значит, что он разочарован, и эта фраза является его способом передать чувство разочарования.

Его радость и душевный подъем связаны с фразой: «Наша комната в отеле на семнадцатом этаже», он повторяет ее каждый раз, когда радуется. Если он не совсем понимает содержание разговора, но хочет принять в нем участие, то он произносит предложения, которые ассоциируются у него с общим тоном разговора.

Моя стратегия в таких случаях – признать его эмоции («Я помню, как ты был счастлив в отеле на Ниагаре, я вижу, что сейчас ты тоже счастлив») и перенаправить его на настоящие события.

3. Подведение итогов дня

Отсроченная эхолалия также может быть способом обработать воспоминания, которые не дают покоя. Мой сын раньше приходил из детского сада и повторял фразы и предложения, которые он услышал в течение дня: хорошее, плохое и ужасное.

Ему особенно нравилось повторять слова учительницы, обращенные к детям, которые плохо себя вели, он даже идеально передовал интонации учительницы: «Кевин, в школе мы не ходим босиком», «Джоуи, мы прикасаемся нежно», «Томми, мы не суем руки в унитаз. Это не водопад».

У меня было чувство, что я получаю ежедневную радиосводку новостей детского сада. Мой сын общался со мной, сообщая, что в школе была любящая и поддерживающая его атмосфера, и что ему нравятся его учителя и одноклассники. И вот почему, как я уже говорила ранее, отсроченная эхолалия – это лучший мамин друг.

Эхолалия

Эхолалия – это неврологическое расстройство, для которого характерно не контролируемое повторение слов и фраз. Рассмотрим его особенности, методы лечения и профилактики.

Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра, эхолалия входит в группу: XVIII Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках.

R47-R49 Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу

  • R48 Дислексия и другие нарушения узнавания и понимания символов и знаков, не классифицированные в других рубриках (исключение: специфические расстройства развития учебных навыков):
    • R48.0 Дислексия и алексия
    • R48.1 Агнозия
    • R48.2 Апраксия
    • R48.8 Другие и неуточненные нарушения узнавания и понимания символов и знаков

Очень часто болезнь ассоциируют с ранними симптомами аутизма или особенностями становления детской речи. Выделяют два этапа развития разговорных навыков у ребенка: от 6 месяцев до 12 и от 3 до 4 лет. В этом возрасте дети повторяют все услышанное, и это считается нормальным. Имитация собственной речи является единственным способом тренировать и улучшать произношение звуков. Таким образом, формируются основы взаимодействия с окружающим миром, и расширяется словарный запас. Если на одном из этих этапов начались нарушения, то это может привести к развитию эхолалии.

Код по МКБ-10

Эпидемиология

Частота развития неврологических расстройств имеет тенденцию к увеличению. Эпидемиология эхолалии указывает на ее возрастной аспект, так надетей 2-6 имеют симптомы патологии. Подобное нарушение в большинстве случаев выявляют с помощью ранней диагностики, то есть на первых стадиях, которые лучше всего поддаются коррекции.

Подобная качественная аномалия провоцирует нарушения в социальном взаимодействии и общении. Это связано с бесконтрольно повторяющимися словами и фразами, что делает невозможным процесс адаптации к социуму. Заболевание может сопровождаться прогрессирующей умственной отсталостью.

Причины эхолалии

Эхолалия возникает на этапе речевого развития, когда ребенок начинает познавать окружающий мир и активно выговариваться. Выделяют два таких этапа, которые длятся с 6 месяцев до года и с 3 до 4 лет. Именно в этих возрастных промежутках дети активно повторяют слова окружающих, изучая основы речи и пытаясь вступить в диалог.

  • Нарушения психики.
  • Различные неврологические патологии.
  • Поражение лобных долей головного мозга.
  • Умственная отсталость.
  • Аутистическое расстройство.
  • Синдром Туррета.
  • Имбецильность.
  • Шизофрения.
  • Синдром Ретта.
  • Рак головного мозга.
  • Дислексия.
  • Дисфазия.

Любое их вышеуказанных расстройств может быть диагностировано у детей, поэтому, когда речь идет об эхолалии у взрослых, то подразумевают не выявленные нарушения в детском возрасте. Кроме основных причин, болезнь может быть усугублена или вызвана определенными провоцирующими факторами:

  • Самоустранение в процессе коммуникации – повторяя услышанное, ребенок имеет определенный спектр эмоций и ассоциаций. Если такие образы всплывают слишком часто и являются ошибочными, то это становится проблемой в общении.
  • Эмоции в процесс коммуникации – эхолалия выступает индикатором настроения пациента, так как повторяемые фразы имеют эмоциональные образы.
  • Обработка и упорядочивание информации – повторяя услышанное, больной упорядочивает произошедшие события, делится этой информацией и эмоциями с окружающими.

Независимо от возраста больного, болезнь всегда сопровождается психическими и неврологическими патологиями. При диагнозе аутизм, эхолалия выступает своеобразным способом общения. Это попытка поддержать разговор или вступить в диалог до того, как произошло осознание сказанного.

До 4-х летнего возраста автоматическое повторение слов за окружающими является нормальным. Но в более старшем, данный симптом требует медицинской помощи, так как указывает на серьезную патологию. В медицинской практике очень часто встречаются случаи, когда болезнь становится провокатором истерических припадков из-за возникающего недопонимания.

Патогенез

Механизм развития расстройства речевого поведения может быть связан как с функциональными, так и органическими изменениями в головном мозге. Патогенез подразумевает ряд процессов, обуславливающих появление симптомов эхолалии. Это может быть вызвано имеющимися или перенесенными заболеваниями, врожденными патологиями.

Признаки болезни проявляются при гипервозбуждении нейронов в двигательной зоне лобной доли головного мозга. Это было установлено с помощью транскраниальной магнитной стимуляции. Для дефекта характерны нарушения в функционировании нервных структур головного мозга, сложности в социальной и эмоциональной сфере при условии нормального мышления и внимания. Поскольку эхолалия может быть ранним симптомом аутизма, то в некоторых случаях наблюдается дисбаланс торможения и возбуждения, избыток локальных связей на определенных участках головного мозга и другие патологии.

Симптомы эхолалии

Неконтролируемое повторение отдельных слов или целых предложений из монолога собеседника – это симптомы эхолалии. Источником для повторений может быть как человек, который находится рядом, так и книжный текст, телевизионная или радиопередача.

Болезнь имеет два вида, которые отличаются своей симптоматикой:
  • Немедленная – больной воспроизводит слова и фразы, только что услышанные. Данный вид необходим для поддержания связи с окружающими, то есть выступает своеобразным разговором.
  • Отсроченная – повторение происходит через определенный промежуток времени, это может бытьминут, день, неделя или месяц. Сопровождается различными дополнительными психическими расстройствами.

Для неврологической патологии характерна самостимуляция, то есть повторение фраз, ассоциированных с определенными эмоциями. Таким образом, больной погружается в удобную для него атмосферу. Повторяемые фразы вызывают удивление у окружающих, так как не имеют отношения к текущим событиям.

Еще одним симптомом болезни выступает функция передачи настроения через положительные или отрицательные переживания. К примеру, фраза «конфет нет» вызывает негативные эмоции, и в любой неприятной ситуации пациент будет ее повторять. Также обязательна систематизация информации. Перед сном проговаривается все услышанное за день, то есть больной делится эмоциями и переживаниями с окружающими. Это выглядит как несвязный рассказ, набор слов и фраз.

Первые признаки

В большинстве случаев первые признаки эхолалии становятся заметны в возрасте 3-5 лет. Чаще они появляются у мальчиков, у девочек болезнь имеет более сложное течение. Так, при ответе на любой вопрос больной повторяет его фрагмент или полностью. Тихая или громкая речь, отсутствие реакции на собственное имя и неправильные интонации, также считаются признаками речевого расстройства.

Если дефект выступает одним из признаков аутизма, то кроме нарушений социального поведения и коммуникаций, наблюдается ряд других патологических симптомов. Больной не воспринимает собеседника, поэтому нарушен контакт глаза-в-глаза. Наблюдается скудная мимика, которая очень часто не соответствует ситуации, жесты применяются для обозначения каких-либо потребностей. Ребенок не понимает эмоции окружающих и не проявляет интереса к сверстникам. Стереотипное поведение проявляется в виде ежедневных ритуалов, зацикленности на определенных занятиях, многократных повторениях движений.

Эхолалия у взрослых

Существует ряд патологических состояний, которые могут стать причиной развития эхолалии. У взрослых болезнь имеет приобретенный характер. Ее симптомы появляются при шизофренических расстройствах, различных поражениях головного мозга, неврологических и психических заболеваниях. Из-за трудностей в общении с посторонними людьми, неспособности выражать собственные эмоции и вести трудовую деятельность, больные подлежат инвалидизации.

Эхолалия у взрослых чаще всего развивается на фоне шизофрении. В этом случае автоматическое повторение сопровождается скудной жестикуляцией и мимикой. Больные не в состоянии воспринимать элементарные правила и нормы, не понимают своего поведения и намерений окружающих. Это все делает невозможным построение дружеских или романтических отношений. Также может наблюдаться привязанность к определенной обстановке и режиму дня. Малейшие изменения вызывают серьезные переживания и истерические припадки.

Эхолалия у детей

Расстройство, для которого характерно не контролируемое повторение чужих слов, фраз или полных предложений – это эхолалия. У детей она бывает двух видов: немедленная и отсроченная. Очень часто ее принимают за первые признаки аутизма, так как в некоторых случаях это не исключено. Болезнь связана с нарушением процесса становления речи.

Выделяют два возрастных периода, в которые ребенок начинается выговариваться, повторяя все услышанное – это от 6 месяцев до 1 года и от 3 лет до 4. Подобная имитация необходима для тренировки произношения звуков, расширения словарного запаса и освоения основ взаимодействия с социумом через общение.

Если речевое расстройство сохраняется или возникает у детей более старшего возраста, то это указывает на эхолалию. Она может иметь разную степень выраженности. Поэтому, чем раньше будет диагностирована, тем лучше поддается коррекции. Такой метод лечения позволяет найти понимание с больным и попытаться адаптировать его к социуму.

Формы

На сегодняшний день выделяют два вида эхолалии: немедленная и отсроченная. Первая представляет собой незамедлительное повторение услышанных слов. Она является демонстрацией того, что большой услышал чужую речь, но нуждается во времени для ее принятия и понимания. При нормальном развитии процесс формирования осмысления услышанного занимает несколько месяцев. Но при речевом расстройстве это может затянуться на годы. Для отсроченного повторения характерно воспроизведение слов и фраз через определенный промежуток времени. Они могут произноситься в любой ситуации и в любое время.

Рассмотрим детальнее основные виды эхолалии:

Больной повторяет только что услышанное, демонстрируя физическую способность воспроизводить речь и запоминать звуки. Следующим этапом идет процесс понимания сказанного, который занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. Многие ученные трактуют это как своеобразный способ коммуникации, попытку поддержать диалог и ответить до осознания сказанного. Это выглядит примерно так: «Я тебя слышу, но все еще пытаюсь понять сказанное».

Очень часто при данной форме речевого нарушения возникают истерические припадки. Они развиваются на фоне непонимания. К примеру, когда больного спрашивают о том, что он хочет воду или сок. В большинстве случаев ответом будет последнее слово, то есть сок. Когда пациент получает его, начинается истерика, так как ответ был еще до осознания предложенных вариантов.

Повторение заученных фраз в определенном социальном контексте является нормой. В данном случае речь идет о цитировании стихотворений, интересных высказываний или отрывков из произведений. Отсроченный вид эхолалии представляет собой повторение чужих фраз через длительный промежуток времени. Это может произойти через несколько минут, дней, месяцев и даже лет, независимо от времени или места.

Выделяют ряд причин, вызывающих отсроченное речевое расстройство:

  • Самостимуляция – ее основная цель получить удовольствие от сказанного. То есть больной повторяет слова и фразы, которые ему нравятся. Это могут быть цитаты из фильмов, передач, книг и многое другое. Если отсроченная эхолалия используется как развлечение, то она нарушает реальное общение. Поэтому основная задача терапии направлена на переключение внимания на конструктивные занятия.
  • Коммуникация настроения – автоматическое повторение может передавать определенные эмоции. Это могут быть какие-то фразы, ассоциированные с разочарованием или радостью, а также слова, которые подходят под общий тон беседы.
  • Подведение итогов – это метод обработки информации, полученной в течение дня, то есть группирование воспоминаний с помощью повторений.

На сегодняшний день разработано несколько методов, позволяющих откорректировать процесс общения. Для этого используют визуальные и тактильные практики, то есть подключение различных чувств для улучшения понимания.

Эхолалия и эхопраксия

Непроизвольное повторение движений или слов окружающих – это эхокинезия. Как и многие психоневрологические патологии, она не имеет четкой этиологии. Эхолалия и эхопраксия являются ее формами, которые зависят от проявляющейся симптоматики. Рассмотрим детальнее каждую из них:

Автоматическое повторение действий и движений других людей. Имеет несколько форм, чаще всего больной повторяет элементарные движения, которые видит собственными глазами. Это могут быть хлопки в ладоши, поднятие рук, одергивание одежды и другое. Наблюдается при шизофрении, органических заболеваниях головного мозга и поражении его лобных долей.

Непроизвольное повторение слов, осуществляемое путем полного дублирования или вплетения отдельных реплик в свою речь. Чаще всего больные повторяют вопросы, которые к ним обращены. Не смотря на всю машинальность расстройства, пациенты способны понимать и обрабатывать получаемую информацию. Имеет две формы: отсроченную и немедленную, встречается как у детей, так и у взрослых. Может возникать после перенесенных черепно-мозговых травм, при шизофрении, имбецильности, умственной отсталости и органических заболеваниях головного мозга.

В некоторых случаях эхолалия и эхопраксия проявляются одновременно. При ранней и правильной диагностике данных расстройств, есть шанс откорректировать поведение больного.

Осложнения и последствия

Эхолалия, как и ряд других психоневрологических заболеваний, приводит к различным последствиям и осложнениям. Прежде всего, это трудности с процессом социализации, обучением, трудовой деятельностью, возможностью завести друзей или создать семью.

Даже при условии своевременного и правильного лечения, речевой дефект сохраняется на всю жизнь. Если расстройство протекает на фоне аутизма, то у таких пациентов наблюдается повышенный порог болевой чувствительности. Это приводит к тому, что человек не реагирует на болезненные раздражители. Иногда дети с такими патологиями занимаются самоистязанием, которое приводит к различным повреждениям тела.

Диагностика эхолалии

При первых симптомах нарушения речевого поведения у ребенка или взрослого, необходимо проконсультироваться с психоневрологом и психологом. Диагностика эхолалии начинается со сбора анамнеза и осмотра больного. Это позволяет определить есть ли отклонения в психическом развитии. Если автоматическое повторение слов не связано с возрастными особенностями, то проводятся дополнительные исследования и тесты.

Примерный алгоритм обследований при подозрениях на эхолалию:

  • Анализ жалоб и сбор анамнеза – опрос матери малыша о течение беременности, изучение наследственности.
  • Неврологический осмотр для выявления нарушений.
  • Осмотр у логопеда – врач оценивает речь малыша, неправильное произношение, перепутывание слогов, частоту повторений.
  • Инструментальные и лабораторные исследования.

Для выявления неврологической патологии применяют такие же методы, как и для диагностики аутизма. Это связано с тем, что эхолалия может выступать одним из его симптомов. С помощью специальных опросников (ADI-R, ADOS, CARS, ABC, CHAT) проводятся различные тестирования и изучение поведения больного в привычной для него среде. Также применяются лабораторные и инструментальные методы, то есть анализы крови, ультразвуковое исследование головного мозга, электроэнцефалограмму и другие.

Анализы

При речевом расстройстве, как и при других психоневрологических патологиях необходима тщательная диагностика. Анализы входят в обязательный комплекс исследований и состоят из таких процедур:

  • Нейропсихологические анализы.
  • Проверка умственных способностей.
  • Анкетные опросы и наблюдения.
  • Лабораторные исследования.

В обязательном порядке сдают: кровь, мочу, анализ ДНК, ЭЭГ и другие. Они необходимы для исключения схожих по симптоматике болезней и выявления сопутствующих патологий. Основываясь на полученные результаты, врач составляет план дальнейших исследований и варианты терапии.

Инструментальная диагностика

Для уточнения диагноза и более тщательного изучения состояния пациента, используются различные медицинские подходы. Инструментальная диагностика состоит из ряда процедур, позволяющих визуализировать и оценить состояние головного мозга и других органов и систем, которые могут провоцировать симптомы патологии:

  • Ультразвуковое исследование головного мозга – проводится для выявления и определения степени его повреждений.
  • Электроэнцефалограмма – выявляет симптомы, которые могут сопровождать эхолалию и ранний аутизм. Это могут быть эпилептические припадки, судороги, потеря сознания и другое.
  • Магнитно-резонансная томография – выявляет аномалии развития головного мозга, мозолистого тела и височной доли. Позволяет диагностировать речевую патологию и аутизм на ранних стадиях.
  • Проверка слуха – пациент проходит консультацию и обследование у сурдолога. Это необходимо для исключения тугоухости и сопутствующей ей речевой задержки.

Основное преимущество вышеописанных инструментальных методов в том, что они неинвазивные. Это позволяет свести к минимуму страхи и истерические припадки у пациентов всех возрастов.

Дифференциальная диагностика

Исследования при эхолалии очень важны, так как позволяют отличить ее от других нарушений работы головного мозга. Дифференциальная диагностика направлена на выявление ранних признаков таких патологий, как:

  • Умственная отсталость – наблюдается прогрессирующее снижение интеллекта. Больные не стремятся устанавливать эмоциональные контакты с окружающими, часто замкнуты и даже агрессивны.
  • Шизофреническое расстройство – проявляется до семи лет и для него характерны судорожные припадки, галлюцинации, бредовое состояние. Имеет наследственную предрасположенность. Умственные способности не нарушены.
  • Депривационные расстройства – проявляются из-за сильных стрессов в результате резкой смены привычной обстановки, то есть появления чего-либо нового.
  • Синдром Геллера – возникает в возрасте 3-4 лет и характеризуется выраженными поведенческими нарушениями. Наблюдается раздражительность, прогрессирующее снижение интеллекта, потеря двигательных навыков и речи.
  • Синдром Ретта – возникает на фоне на первый взгляд нормального развития в период от 6 месяцев до 3 лет. Появляются неврологические симптомы, различные интеллектуальные патологии, расстройство координации движений.
  • Расстройства слуха – дети с эхолалией, как и глухие малыши до 12 месяцев имеют нормальное развитие. Они агукают и лепечут. Но при проведении аудиограммы можно выявить сильную потерю слуха, провоцирующую частые повторения речи за окружающими.

Речевое расстройство может появляться на фоне других заболеваний, то есть выступать их ранним симптомом. Дифференциальная диагностика направлена на выявление характерных для нарушения признаков и отделение их от других патологий.

К кому обратиться?

Лечение эхолалии

На сегодняшний день все еще не разработано лекарственных препаратов, применение которых помогло б устранить речевое расстройство или другие психоневрологические патологии. Коррекция эхолалии – это единственный способ наладить процесс коммуникации с больным. Лечение длительное и требуется регулярной работы, поэтому при первых симптомах болезни, необходимо обратиться к профессиональному психотерапевту или психоневрологу.

Если у ребенка нет задержки развития, то лечение не проводят. Для устранения дефектов речи показаны занятия с дефектологом и логопедом. Основная задача родителей следовать ряду правил:

  • Не повышать тон на ребенка, разговаривать спокойно и четко.
  • Задавать вопросы, ответ на которые будет «да» или «нет».
  • Защищать от различных стрессовых ситуаций и переживаний.

Если эхолалия протекает на фоне аутизма или других психических заболеваний, то проводится комплексное лечение (медикаменты, упражнения, физиопроцедуры и другое). Огромная ответственность ложится на родителей, они должны проявлять терпение и правильно общаться с больным:

  • Регулярно добавлять новые слова в заученные фразы и предложения для расширения лексикона.
  • Не останавливать ребенка при частом повторении слов, а пытаться понять их смысл, то есть уловить информацию, которую он хочет донести.
  • Для того чтобы общение протекало легче, рекомендуется использовать картинки с различными изображениями. Это позволит сделать выбор без недоразумений.

Для лучшего понимания больного эхолалией, окружающие должны обращать внимание, как на суть слов, так и на ситуации в которых они произносятся, интонацию, мимику и многое другое.

Профилактика

Эхолалия – это своеобразная форма общения, то есть ее нельзя назвать бессмысленным и бесцельным повторением чужих слов. Профилактика болезни направлена на нормализацию процесса коммуникаций, превращение расстройства в инструмент взаимодействия с окружающими.

  • Не останавливайте больного при повторении, так как проговаривание слов – это один из способов самовыражения при проблемах с устной речью. Если этой возможности нет, то пациент не сможет тренировать произношение, поддерживать беседу и минимизировать беспокойство через вербальные коммуникации.
  • Обращайте внимание на все произносимые слова, даже если они на первый взгляд не имеют смысла. Это позволит детальнее изучить особенности эхолалии и наладить процесс общения. Постарайтесь понять произносимое, интонацию и мимику больного. Очень важно уловить тон и ритм сказанного, так как одни и те фразы могут нести разную информацию.
  • Присоединяйтесь к общению, проговаривайте поочередно любимые речевые сценарии ребенка. Старайтесь формировать новое, то есть расширяйте заученные фразы, постоянно пополняя словарный запас.

Только регулярные занятия в спокойной обстановке помогут наладить процесс общения и улучшить социализацию больного.

Прогноз

Если автоматическое повторение слов не имеет патологического характера, то проходит самостоятельно к 4 годам жизни ребенка. Прогноз в этом случае благоприятный, а весь процесс своеобразного речевого поведения связан со становлением речи. Если болезнь вызвана аутизмом, умственной отсталостью или шизофреническим расстройством, то прогноз зависит от результатов коррекции и выбранных лечебных методов. В некоторых случаях она протекает одновременно с эхопраксией, что осложняет процесс лечения.

Эхолалия относится к психическим нарушениям, для облегчения которых не используют медикаменты. Все терапия представляет собой вербальное общение, направленное на социализацию больного и установление коммуникаций. Без этого болезнь усугубляется, пациент становится замкнутым и агрессивным. Такие люди нуждаются в постоянном контроле и заботе, так как без посторонней помощи не в силах позаботиться о себе.

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность — «Лечебное дело»