Эхолалия у детей

Что делать если у ребенок повторяет слова?

Эхолалия – это автоматическое (не контролируемое) повторение ребенком чужих слов, полных фраз или их частей и даже целых предложений. Бывает двух видов — немедленная и отсроченная.

Оглавление:

Довольно часто эту особенность принимают за симптом развивающегося аутизма, и такой вариант не исключен. Однако, это может быть нормой становления детской речи. Существует две крайне важные стадии развития навыков речи у детей — от 6 мес. до года и от 3 до 4 лет. В этом возрасте практически каждый малыш начинает повторять услышанное «как попугай». Это абсолютно нормально.

Такая имитация собственной речи — единственный способ «потренироваться» в произношении каких-либо звуков, а так же заложить основы взаимодействия с социумом через общение, к примеру, расширить словарный запас.

Немедленная эхолалия

Это незамедлительное повторение одного слова или нескольких вслед за другим человеком, телепередачей и прочими источниками звука. Является демонстрацией со стороны ребенка того, что он верно услышал обращение, способен воспроизводить и запоминать речь, однако для понимания сказанного ему необходимо время. Формирование стадии осмысления произнесенного может занять короткий период (месяцы) у детей без расстройств аутического спектра и длинный (годы) у детей с РАС.

Существует ряд методов, позволяющих совершенствовать понимание на слух произнесенных кем-то фраз. Одним из наиболее совершенных из них является использование тактильного, визуального, обонятельного подкреплений — а в идеале всех разом, для ускорения эффекта.

Представим ситуацию. Взрослый спрашивает у ребенка: «Что ты хочешь, грушу или апельсин?» И ответом будет, что логично, последнее произнесенное слово: «Апельсин». Взрослый решает, что ребенок хочет апельсин. Но получая фрукт, ребенок закатывается в истерике, потому что его не поняли: он на самом деле хотел грушу, но ответил до того, как понял, что именно ему предложили и определился со своим выбором. Потенциальный риск истерик существует, и визуально-тактильный метод поможет их избежать. Предлагайте выбор, показывая картинки объектов или сами объекты, называя каждый из них.

Отсроченная эхолалия

Это повторение отдельных слов или целых предложений через какой-то период времени — несколько минут или же несколько лет. Причем эти фразы могут быть произнесены в любом месте и в любое время. Наиболее характерна для детей с расстройствами аутического спектра.

Самостимулирующее поведение

Дети повторяют фразы из печатных или видео изданий, с которыми у них ассоциируются какие-либо эмоции. Складывается впечатление, будто они просматривают или прочитывают эти фрагменты в голове, воспроизводя их через речь, но обычно не к месту и сугубо для себя.

Иными словами, эхолаличная особенность ребенка становится единоличным развлечением для него, и это может серьезно мешать общению с другими людьми. В этом случае рекомендуется делать следующее: взрослый должен аккуратно переключить ребенка на любое другое занятие (будь то рисование или какая-то игрушка) или диалог на иную тему.

Коммуникация настроения

Следующая причина является неким способом выражения своего настроения. Как и в первом случае, фраза у ребенка ассоциируется с какой-то эмоцией, положительной или отрицательной. Ребенок говорит: «Фруктового мороженого в магазине нет», и это говорит о его расстройстве. То есть, таким образом он сообщает о своем чувстве разочарования. Тот же механизм и с положительными эмоциями. Правильным будет в данном случае признать его чувств, а именно: «да, ты тогда был очень расстроен, то чувство — такое же, какое ты испытываешь сейчас».

Систематизация итогов дня

Отсроченная эхолалия может являться способом обработки информации, полученной за день, — всей или только той, что не дает покоя ребенку. Он может проговаривать услышанное в течение дня, упорядочивая это в своей голове и одновременно делиться этими переживаниями с родителями.

Подведем итоги. Со стороны может сложиться впечатление, будто у детей отсутствует понимание того, что они повторяют окончания фразы или всю ее целиком, но это не так. В большинстве случаев эхолаличность является средством изучения и применения основ речи, в том числе попыткой вступить в диалог.

Очень многие родители задаются вопросом: «Сможет ли ребенок когда-нибудь разговаривать нормально»? Безусловно. Дети без РАС проходят вторую стадию эхолаличности в возрасте 3 лет и затем, приобретя основные навыки, строят предложения самостоятельно согласно языковым нормам. Обычно делать для этого ничего не нужно.

Аутичные дети могут и не избавиться полностью от эхолалии, но вероятность того, что она будет мешать ребенку, мала, скорее даже наоборот — повторение чужих фраз свидетельствует о способности обрабатывать полученную речевую информацию, пусть даже отличным от обычного способа. В этом случае эхолалия перестает быть «отклонением от нормы» и служит средством взаимодействия между аутичным ребенком и обществом.

Лечение и коррекция эхолалии

Медикаментозное лечение не практикуется за неимением средств для этого, однако коррекция её возможна. Существует ряд способов, которые помогут ребенку развить речевые навыки и адаптировать их к общепринятым нормам. Родители должны внимательно относиться к своей речи: она должна быть размеренной и ясно слышимой, но без повышенных тонов. Эмоциональные встряски в виде семейных скандалов при ребенке недопустимы.

Спрашивая что-либо у ребенка, стремитесь сформулировать свой вопрос так, чтобы ответ был однозначен — только «да» или «нет». Если такая формулировка невозможна, используйте метод картинок, описанный выше.

И напоследок совет для родителей, без которого бесполезны все занятия: будьте спокойны, терпеливы и выдержаны. Не кричите на ребенка за то, что ему не удается быстро избавиться от повторов. Помните, что эхолалия лечится временем и работой родителей над речью ребенка.

Эхолалия

Эхолалия – автоматическое повторение слов, услышанных в речи другого человека.

Содержание

Причины

Эхолалия у детей может возникнуть на одном из этапов речевого развития – с 6 до 12 месяцев или с 3 до 4 лет. В этих возрастных промежутках многие малыши повторяют слова окружающих. Таким образом они изучают основы речи и пытаются вступить в диалог.

Причины эхолалии в старшем возрасте:

Симптомы

Признаки эхолалии в детской речи представляют собой неконтролируемое повторение целых предложений или отдельных слов из монолога собеседника. Источником цитирования может быть не только человек, находящийся рядом, но и телевизионная или радиопередача, книжный текст и так далее.

Эхолалия бывает двух видов:

  • немедленная – воспроизведение фраз, услышанных только что;
  • отсроченная – повторение чужих слов через какой-то промежуток времени – через 15 минут, час, день, неделю.

Немедленная эхолалия необходима для поддержания разговора. Поскольку ребенок с аутизмом или другими проблемами не может быстро отреагировать на слова собеседника, он повторяет их, заполоняя паузы в разговоре и пытаясь осознать сказанное.

Отсроченная эхолалия у взрослых и детей с различными психическими отклонениями выполняет три функции, среди которых:

  • самостимуляция;
  • передача настроения;
  • систематизация информации.

Самостимуляция при эхолалии заключается в том, что человек повторяет те фразы из прошлых диалогов, видеосюжетов или печатных изданий, которые ассоциируются у него с определенными эмоциями. Благодаря этому он погружает себя в желаемую атмосферу. Чаще всего эти фразы не имеют никакого отношения к текущим событиям, поэтому вызывают у окружающих удивление.

Функция передачи настроения базируется на том, что некие слова связаны у ребенка с отрицательными или положительными переживаниями. Например, когда-то он услышал фразу: «Мороженое закончилось». И она вызвала у него негативные эмоции. В другой неприятной ситуации (не связанной с мороженым) он может ее повторить.

Систематизация информации при эхолалии выглядит так. Вечером человек проговаривает услышанное в течение дня, чтобы упорядочить информацию и поделиться с близкими эмоциями. Его речь выглядит не как цельный рассказ, а как набор отдельных фраз.

Диагностика

Заметив у ребенка симптомы эхолалии, необходимо проконсультироваться с психологом или психоневрологом. Врач сможет дать ответ, является ли повторение слов нормальным этапом речевого развития либо оно связано с отклонениями в психическом развитии. Во втором случае проводится дополнительная диагностика, включающая различные тестирования.

Лечение

У детей без задержки развития лечение эхолалии не производится. Но от родителей требуется соблюдать определенные правила:

  • разговаривать очень четко, без повышения тона;
  • задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»;
  • оберегать ребенка от стрессовых ситуаций.

При наличии дефектов речи у детей коррекция эхолалии должна проводиться логопедом или дефектологом с помощью специальных упражнений.

Если диагностирован аутизм или другое психическое заболевание, лечение эхолалии у детей осуществляется только в комплексе с другими мероприятиями, назначенными врачом. Родители ребят с подобными проблемами должны проявлять терпение и учиться правильному общению:

  • не останавливать малыша при повторении фраз, а каждый раз пытаться понять, какую информацию он хочет донести;
  • добавлять новые слова в заученные предложения, расширяя его лексикон;
  • использовать картинки с изображением предметов, если ребенку нужно сделать выбор, чтобы не было недоразумений.

Если у человека наблюдается эхолалия, для лучшего его понимания важно обращать внимание не только на суть слов, но и на ситуации, в которых он их повторяет, интонацию, выражение лица и другие нюансы.

Эхолалия не болезнь, поэтому для ее терапии медикаменты не применяются. Но они могут быть использованы для лечения состояний ее вызвавших – шизофрении, поражения лобных долей мозга и так далее.

Прогноз

Эхолалия, связанная со становлением речи, проходит к 4 годам сама по себе. Повторение слов при аутизме, шизофрении, отставании в развитии и других заболеваниях, полностью не излечивается. Коррекционная работа позволяет частично уменьшить выраженность этого симптома.

Эхолалия: симптомы и лечение

Эхолалия — основные симптомы:

  • Нарушение координации движения
  • Галлюцинации
  • Отставание в умственном развитии
  • Повторение услышанных слов
  • Забывчивость

Эхолалия – расстройство речевого поведения, при котором человек повторяет услышанные где-то или сказанные кем-то фразы и отдельные слова. Такой тип поведения свойственен маленьким детям, поэтому у них часто можно наблюдать признаки естественной эхолалии, которая является частью их познавательной активности. Например, малыши могут повторять слова за родителями в возрасте от 6 до 12 месяцев, и такое поведение является нормой. Также в более старшем возрасте (3–4 года) дети обучаются коммуникативным навыкам с помощью повторения слов собеседника, и это тоже не является патологией.

Патологическим можно назвать состояние, при котором у ребёнка происходит задержка умственного развития на фоне выраженной эхолалии. Кроме того, расстройство речи у взрослых также не может быть нормой – эхолалия во взрослом возрасте всегда является признаком патологии.

Причины

На сегодняшний день специалистами хорошо изучены причины данной патологии. Чаще всего появление симптомов заболевания связано с поражением лобных долей головного мозга. Поэтому если у ребёнка или взрослого наблюдаются и другие симптомы, такие как забывчивость, нарушение координации, галлюцинации и т. д., требуется незамедлительно обращаться с проблемой к врачу, чтобы он назначил адекватное лечение.

Если же поражение мозга не установлено, можно говорить о других причинах развития эхолалии, таких как:

Любая из этих патологий может быть выявлена в детском возрасте, поэтому, когда говорят об эхолалии у людей во взрослом возрасте, чаще всего речь идёт о не диагностированной психической патологии в детские годы.

Разновидности

Заболевание может проявляться двумя видами. Эхолалия бывает:

Немедленная характеризуется тем, что больной ребёнок сразу же после произнесения его собеседником определённой фразы или слова, повторяет её в точности. Либо же он может повторять фразы и слова, услышанные по радио или телевидению.

Данный вид эхолалии свойственен маленьким детям и часто носит физиологический характер. Если же речь идёт о патологическом состоянии, то такое поведение является возможностью для человека заполнить промежутки в речи, до того момента, как он осознает сказанное собеседником.

Отсроченная эхолалия – повторение определённых услышанных где-то предложений и слов по истечении какого-то времени, например, 10 минут, часа, дня и т. д.

Такое поведение носит компенсаторный характер и может характеризоваться такими функциями, как:

  • функция самостимуляции, при которой человек пытается воспроизвести свои ощущения и эмоции, пережитые в прошлом;
  • функция передачи настроения – таким способом человек пытается общаться с окружающими (что часто свойственно детям и взрослым с аутизмом), демонстрируя им не само слово, а его эмоциональную нагрузку;
  • функция систематизации информации, когда с помощью отдельных фраз и слов, услышанных за день, человек воскрешает в памяти прошедшие события и систематизирует их в своей голове.

Диагностика и лечение

Лечение эхолалии не требует применения лекарственных препаратов, поскольку данная патология по своей сути относится к психическим нарушениям, для коррекции которых ещё не разработаны соответствующие медикаменты. В то же время она легко поддаётся психологической коррекции, поэтому первое, что следует сделать родителям, заметившим у ребёнка признаки эхолалии, или взрослым с симптомами патологии – обратится к хорошему психотерапевту или психоневрологу.

Если речь идёт о естественной эхолалии, то её симптомы могут самостоятельно исчезнуть с течением времени – когда ребёнок найдёт другие способы самовыражения. Тем не менее родителям нужно придерживаться некоторых важных рекомендаций. Коррекция поведения ребёнка вынуждает родителей:

  • говорить с ребёнком всегда спокойно;
  • нормализовать атмосферу в семье (избегать ссор и криков);
  • задавать малышу наводящие вопросы, требующие чёткого ответа «да» или «нет»;
  • оберегать своих детей от стрессов.

Когда же речь идёт о патологическом состоянии, требуется тщательное обследование пациента на предмет выявления психических расстройств. И вот с целью коррекции этих расстройств, лежащих в основе эхолалии, врачом могут быть назначены определённые психостимуляторы, транквилизаторы или нейролептики.

Если Вы считаете, что у вас Эхолалия и характерные для этого заболевания симптомы, то вам могут помочь врачи: психиатр, психотерапевт.

Также предлагаем воспользоваться нашим сервисом диагностики заболеваний онлайн, который на основе введенных симптомов подбирает вероятные заболевания.

Виды, причины и лечение эхолалии

Эхолалия представляет собой вид однообразного речевого поведения, когда человек автоматически повторяет чужие слова и фразы как эхо иногда даже с сохранением услышанной интонации. Расстройство может встречаться у взрослых, но чаще наблюдается у детей. По мнению психологов, в определенном возрасте эхолалия является нормальным этапом развития речи, проявляясь в той или иной степени практически у каждого ребенка.

Иногда такое явление называют бесцельным повторением, но такое сравнение не совсем корректно. И хотя складывается впечатление, что ребенок просто не осознает того, что повторяет предложение или его часть, на самом деле такое повторение является попыткой вступить в диалог, изучить и применить основы речи. В норме подобное речевое поведение имеет место непродолжительное время и в раннем возрасте. В остальных случаях данное явление может быть симптомом аутизма, задержки развития, какого-либо неврологического нарушения или патологии зрения.

Психологи выделят два вида эхолалии: немедленную и отсроченную. Первый вид расстройства заключается в незамедлительном повторении услышанных слов. По сути, это является некой демонстрацией того, что ребенок услышал чужую речь, однако ему все еще требуется время для ее понимания. У здоровых детей стадия формирования осмысления произнесенного не занимает длительное время – обычно несколько месяцев. У ребенка с аутизмом этот процесс может затянуться на годы.

Отсроченная эхолалия характеризуется все тем же повторением услышанных слов или фраз, но не сразу, а через какой-то промежуток времени — несколько минут, дней и более. Фразы могут повторяться в любое время и в любой ситуации. Данный вид расстройства наиболее характерен для больных с аутизмом.

Провоцирующие факторы

Причины отсроченной эхолалии достаточно хорошо изучены. Если рассматривать факторы, способствующие возникновению у детей, то помимо естественного процесса обучения речевой деятельности можно выделить три основных момента:
  • Самостимулирующее поведения у ребенка. При повторении услышанного у ребенка возникают ассоциации и определенный спектр эмоций. Однако так как образы часто всплывают совершенно не к месту, это может стать помехой в общении с окружающими;
  • Коммуникации настроения. В этом случае эхолалия является способом выражения настроения, ведь повторяемые ребенком фразы ассоциируется с определенными эмоциями. К примеру, слыша фразу «шоколадное мороженое закончилось», можно догадаться, что ребенок испытывает в данный момент чувство разочарования, то же самое и с положительными эмоциями;
  • Своеобразный метод обработки информации, полученной на протяжении дня. Повторяя услышанные ранее фразы, ребенок упорядочивает в своей голове произошедшие события и одновременно делится полученными впечатлениями с окружающими.

В детском и взрослом возрасте немедленная и отсроченная эхолалия также может наблюдаться при различных нарушениях психики и неврологических патологиях. Так, довольно часто описываемое расстройство выступает в качестве симптома синдрома Туретта, аутизм, кататоническая шизофрения, дисфазия, умственная отсталость, заболевания, сопровождающиеся поражением лобных долей головного мозга и т.д.

Некоторые взрослые, которым был поставлен диагноз аутизм, объясняли, что немедленная эхолалия для них является неким способом общения. По сути, это попытка поддержать беседу, ответив собеседнику еще до того, как пришло осознание и понимание сказанного им.

У детей в норме эхолалия может встречаться в возрасте до трех лет, когда ребенок познает речь методом повторения услышанных слов. В этом случае имитация чужой речи становится единственным способом потренировать собственное произношение, пополнить словарный запас, а также удовлетворить потребность поучаствовать в разговоре. В более старшем возрасте подобный симптом требует обращения к врачу, так как может указывать на серьезную патологию.

В клинической практике нередко встречаются случаи, когда немедленная эхолалия провоцировали истерики у маленьких пациентов, вследствие возникающего недопонимания. К примеру, мама спрашивает «ты хочешь грушу или банан?», ребенок же автоматически повторяет «Банан», а мама, в свою очередь, решает, что чадо действительно его хочет. Соответственно, получив банан, ребенок начинает кричать и плакать. В таких случаях специалисты рекомендуют использовать карточки с изображениями, из которых ребенок может выбрать то, что желает в данный момент.

Лечение

Коррекция эхолалии медикаментозными препаратами в настоящее время не практикуется, так как не было разработано специфических лекарственных средств для этого. Однако существуют иные методы, позволяющие развить речевые навыки детей и адаптировать их к нормам. Основная роль в коррекционной работе отводится родителям – им требуется крайне внимательно относиться к собственной речи, говорить ясно и размеренно в спокойной тональности. Недопустимы никакие эмоциональные встряски при ребенке, например ссоры в семье, крики и т.д.

Как правило, по мере взросления проявления эхолалии сходят на нет самостоятельно. Приобретая речевые навыки, примерно в возрасте трех лет дети начинают самостоятельно строить предложения, в соответствии с общепринятыми языковыми нормами. При аутизме расстройство не всегда исчезает полностью, но в сознательном возрасте оно практически перестает мешать, становясь просто средством коммуникации между больным человеком и окружающими.

Существуют специальные методики, применимые, как для детей, так и для взрослых, направленные на улучше,ние понимания и восприятия чужой устной речи. При немедленной форме эхолалии рекомендуется задавать ребенку вопросу с четкой формулировкой, чтобы получить односложный ответ «да» или «нет». В остальных случаях можно использовать метод с картинками, описанный выше.

Стоит отметить, что эхолалия не является диагностическим критерием аутизма, несмотря на то, что очень часто встречается именно при таком диагнозе. Именно поэтому не следует расстраиваться раньше времени, нужно терпеливо бороться с проблемой, постепенно расширяя словарный запас и улучшая коммуникативные навыки ребенка.

Проявление эхолалии у детей: виды, симптомы, коррекция

Эхолалия – речевое нарушение, при котором непроизвольно (автоматически) повторяются чужие слова или фразы. Диагностируется заболевание преимущественно у детей, иногда встречается и у взрослых.

К эхолалии близка палилалия (в спец. литературе обозначена как “аутоэхолалия”). Так называют автоматическое повторение собственных слов, оно отличается от эхолалии тем, что такое слово (фраза) воспроизводится беспрерывно, причем с нарастающей скоростью.

Заболевание можно распознать самостоятельно. Особенно опасна не распознанная вовремя эхолалия у детей, симптомы которой можно спутать с простым обучением говорению.

Что такое эхолалия

Это заболевание представляет собой неврологическое расстройство речи (устной), характеризующееся бесконтрольным повторением услышанных от других фраз и слов.

До четырех лет, когда формируется умение говорить, копирование чужой речи не считается аномалией. Ребенок в этом возрасте, практикуясь в произношении звуков и осваивая навыки социальной речи, повторяет слова и фразы за взрослым. Со стороны может показаться, что он бездумно воспроизводит услышанное, но на самом деле это попытка вступить в диалог. Такое речевое поведение быстро проходит.

В более позднем возрасте (старше четырех лет) эхолалия уже не является нормой; нужно обязательно обратиться к узкому специалисту, чтобы проконсультироваться по поводу предполагаемого заболевания.

Патология может быть проявлением задержки развития, аутистического или неврологического нарушения. Самолечение здесь недопустимо, так как только специалисты помогут исправить ситуацию.

Виды эхолалии

Специалисты делят заболевание на несколько видов. Эхолалия бывает отложенной (отсроченной) и немедленной.

В детской речи виды эхолалии проявляют себя не одинаково.

При немедленной форме эхолалии услышанные слова другого человека, из телепередачи или иного источника звуки, фразы повторяются ребенком сразу же. К примеру, на вопрос: «Ты замерз?» малыш ответит: «Ты замерз». Так он старается показать свою способность говорить и повторять звуки. Но первоначально ребенок не понимает смысла сказанного, отчего могут иметь место истерики.

Состояние считается нормой, если нарушения в речи занимают короткий период. В том случае, когда они задерживаются на долгие годы, эхолалия является типичным симптомом какого-либо психоневрологического заболевания.

Немедленная форма эхолалии

Разберем, что представляет собой немедленная форма заболевания. Она выполняет такие функции в формировании речи:

  1. Поддержание разговора. Ребенок уже понимает, что речь строится на обмене репликами, но бедный словарный запас не позволяет ему понять смысл всего сказанного и сформулировать адекватный ответ. Поэтому он, в попытке поддержать разговор, просто воспроизводит слова, которые он слышал от взрослого.
  2. Согласие. Есть версия, что дети повторением слов другого человека выражают свое согласие. Они уже научились говорить «нет», но еще не знакомы со словом «да». Ребенок повторяет его, сопровождая кивком головы. Например, мама спрашивает: «Маша хочет кушать?» и дочь отвечает: «Маша хочет кушать». Родители могут сами провоцировать болезнь, не понимая, до какого возраста эхолалия – относительная норма. Недопустимо обращаться к шести − семилетнему ребенку в третьем лице!
  3. Попытка понять речь взрослых. Механизм схож с усвоением иностранного языка. Повторяя, человек вслушивается в слово, пробует его «на вкус».

Отсроченная эхолалия у детей характеризуется тем, что заученные чужие фразы повторяются на публике, причем спустя какое-то время и в неуместной ситуации. Наиболее явные характерные признаки этого вида эхолалии не остаются незамеченными – обычно родители чувствуют неудобство перед посторонними и сразу обращают внимание на патологию.

Отсроченная форма эхолалии

При отсроченной эхолалии чаще всего основным диагнозом является аутизм. Этот вид выполняет следующие функции:

  1. Стимминг (аутостимуляция). Повторение отвлекает от ощущения стресса, позволяет справиться с напряжением, дает возможность получить сильные положительные эмоции.
  2. Выражение настроения. Повторяются слова, услышанные ранее, связанные с отрицательными или положительными эмоциями, но вне связи с текущей ситуацией. Например, отец похвалил сына и сказал: «Куплю тебе мороженое», в результате фраза закрепилась положительной реакцией. Когда в школе учитель похвалит мальчика за выученный урок, ребенок может выдать совсем не к месту фразу: «Куплю тебе мороженое» чужому взрослому человеку.
  3. Подведение итогов. С помощью повторения одного слова обрабатывается и систематизируется поступившая за день информация.

Если у детей наблюдаются одно или несколько проявлений, можно говорить о том, что нужно бить тревогу. Чтобы не допустить прогрессирования болезни, уже при появлении первых признаков нужно обратиться к специалистам и разобраться в причинах развития эхолалии.

Причины и симптоматика заболевания

Некоторые патологические состояния, психические, неврологические заболевания вызывают аномалию речи. Иногда (как при аутизме) отрицательные, на первый взгляд, симптомы даже служат показателем того, что функции эхолалии налицо.

Причины заболевания такие:

  • повреждение определенной части головного мозга (лобной доли);
  • неврологические и психические патологии;
  • умственная отсталость;
  • проявление аутизма и шизофрении;
  • синдром Ретта (тяжелое генетическое заболевание) / Туретта;
  • имбецильность (олигофрения);
  • опухоль головного мозга;
  • дислексия;
  • дисфазия.

Определение основного заболевания (равно как и причины патологии) – основополагающий момент, так как при лечении эхолалия проходит.

Основные симптомы эхолалии:

  1. Повторение слов, фраз, предложений из чужой речи (собеседника, теле- и радиопередачи): 1) В ходе разговора при немедленной форме. 2) Через промежуток от 10 минут до месяца независимо от ситуаций (при отсроченной).
  2. Самостимуляция (управление определенными эмоциями: ребенок повторяет фразу или слова, ассоциирующиеся с удовольствием).
  3. Систематизация информации (проговаривание услышанного за день).
  4. Тихая или неестественно громкая речь, неправильная интонация, скудная мимика, заученное свое произношение.
  5. Отсутствие реакции на имя.
  6. Отсутствие зрительного контакта с собеседником.

Симптоматика напрямую связана с видом нарушения. Общим является только повторение чужих слов. Если даже частично появляется данное состояние, то необходимо поместить больного под наблюдение врача, чтобы вовремя начать лечение. Точную причину эхолалии у детей, проанализировав симптомы у ребенка и проведя комплексное обследование, определит только врач.

Методы коррекции

С целью диагностики эхолалии сначала обращаются к психологу или психоневрологу (дополнительно — к логопеду и дефектологу). После беседы с ребенком и тестирования его состояния врачи ответят на все вопросы, волнующие родителей, и точно определят, норма это или отклонение.

При подозрении на эхолалию назначают обследование:

  1. анализ крови и мочи;
  2. анализ ДНК;
  3. ультразвуковое исследование (выявляет степень повреждения мозга);
  4. электроэнцефалограмму;
  5. магнитно-резонансную томографию (выявляет нарушение развития головного мозга);
  6. проверку слуха (для исключения тугоухости).

Если диагноз не подтвердился, то коррекция речи у детей все равно .необходима.

При общении с ребенком взрослые должны быть предельно осторожными:

  1. говорить четко, не спеша, спокойным тоном;
  2. добиваться краткого ответа на вопросы (да или нет);
  3. оберегать ребенка, страдающего эхолалией, от стрессовых ситуаций;
  4. вести себя терпеливо, с пониманием;
  5. не прерывать, если ребенок повторяет слова или фразы;
  6. вникать в смысл сказанного;
  7. целенаправленно увеличивать словарный запас ребенка, так как должен всегда быть большой выбор слов для общения.

Эти рекомендации особо важно соблюдать воспитателям и учителям при общении с «особенными» детьми.

При выявлении речевых дефектов коррекцией занимается врач-логопед. Возможно, понадобится обращение к специалисту за дополнительной консультацией. Исправление нарушений и лечебные мероприятия, раскрывающие лечение эхолалии, проводятся в этом случае немедикаментозным способом.

Выявленный аутизм или психические патологии, спровоцировавшие у детей эхолалию, требуют лечения. Подбирает его исключительно специалист − конкретно для каждого пациента.

Анализируются ситуация, интонация, мимика, ритм речи и другие нюансы во время общения, которые помогут лучше понять больного эхолалией.

Медикаментозно лечится не сама эхолалия, а патологии, которые спровоцировали ее появление.

Что нужно понимать родителям

Если пустить течение заболевания на произвол, то подрастающий человечек не поборет беспокойство, не научится вести беседу и не сможет правильно выражать свои мысли. В то же время при достаточном желании и старании родители могут максимально полно справиться с отклонениями развития ребенка. Победить болезнь окончательно, возможно, не получится, но вот наладить коммуникацию со сверстниками, превратив патологию в инструмент взаимодействия с окружающими, вполне реально.

Повторяя слова и фразы, услышанные от других людей, ребенок пытается побороть речевую проблему, самовыразиться. Для адаптации маленьких пациентов специалисты дают родителям следующие рекомендации:

  • не останавливать, не перебивать высказывания;
  • больше общаться, поддерживать любой разговор;
  • обращать внимание на все сказанное, даже если оно кажется бессмысленным;
  • заниматься регулярно, в спокойной, доверительной обстановке;
  • задумываться о том, зачем и в каких ситуациях малыш повторяет услышанное;
  • видоизменять речевую информацию, поступающую из звуковых источников, добавлением новых слов («Папа
  • пришел с работы» − «Папа пришел из магазина» − «Папа принес из магазина продукты»);
  • повторять любимые фразы ребенка, постепенно видоизменяя их;
  • так формулировать вопросы, чтобы ответ звучал конкретно: «да» или «нет»;
  • поощрять адекватно выраженные эмоции малыша;
  • следить за своей речью, чтобы она была размеренной, говорить коротко, ясно и понятно;
  • ограждать от стрессов, не кричать на ребенка, не ругаться при нем.

Существуют методики борьбы с отклонениями, ускоряющие эффект работы врачей. Самая действенная – подкрепление речи тактильными, обонятельными и визуальными ощущениями. Использование картинок, реальных вещей (продуктов, предметов) помогает понять ребенка, избежать вызванных непониманием истерик.

При выполнении рекомендаций родителями эхолалия в младшем возрасте исчезает бесследно. Но даже если заболевание является симптомом более серьезного расстройства, она постепенно может стать минимально заметной. Совместная работа специалистов и родителей по адаптации ребенка всегда дает положительный результат.

Эхолалия: что это и как ее использовать для развития ребенка

Эхолалия – это термин, который используют для описания ситуации, когда ребенок повторяет или имитирует слова, сказанные другим человеком. Например, если вы спрашивает малыша: «Ты хочешь котлету?», и он говорит «Хочешь котлету», а не «Да», то вы имеете дело с эхолалией.

Также существует «отложенная эхолалия», когда ребенок повторяет что-то, что он слышал достаточно давно: например, строчку из фильма, который он посмотрел неделю назад.

Является ли эхолалия нормальным явлением?

Если дать ответ одним словом, то он будет неоднозначным: иногда.

Эхолалия, когда ребенок только учится говорить, это абсолютно нормальная часть развития речи. Дети повторяют то, что слышат вокруг себя: так они приобретают и закрепляют слова.

Если спросить ребенка в возрасте до 1,5 лет «Пойдем купаться?», он, скорее всего, ответит «Купаться», а не «Да». По мере того, как навыки и умения растут, дети все больше используют собственные слова и эхолалия постепенно угасает.

Некоторые дети, однако, не перерастают стадию эхолалии. Они лишь повторяют за другими и очень редко используют собственные слова и предложения.

Не редкость и другой речевой феномен: дети говорят исключительно репликами из фильмов и рекламы. Такую эхолалию нельзя отнести к нормальному развитию. Ее наличие показывает, что у ребенка есть проблемы с использованием речи.

Когда в норме должна прекратиться эхолалия?

Дети возрастом между годом и двумя должны много повторять за вами и часто использовать эхолалию. Именно так они учатся.

К двум годам, однако, вы должны наблюдать отчетливое использование собственных слов. Эхолалия может использоваться, когда вы задаете сложный вопрос или даете указания, но, помимо этого, должны применяться и самостоятельно придуманные фразы. В два года речь не должна сводиться только к имитации.

К трем годам эхолалия должна быть на минимальном уровне. Трехлетние дети должны придумывать собственные простые предложения, чтобы общаться с окружающим их миром. Эхолалия должна иметь эпизодический характер.

Что касается отложенной эхолалии, она нормальна, когда ребенок посмотрел фильм и в игровой форме заново переживает его события. Когда же малыш «застревает» на одной фразе или сцене и повторяет ее снова, и снова, и снова – налицо проблема.

Повторим нашу мысль еще раз: если ребенок посмотрел новый мультфильм и просто влюбился в него, повторение запомнившихся фраз нормально и естественно. Но время идет, новизна стирается, и малыш знакомится со все новыми фильмами и передачами. Если он игнорирует новый опыт и полностью замыкается на некотором количестве готовых сценариев, нужно констатировать, что мы имеем дело как минимум с проблемой развития речи.

Как воздействовать на эхолалию — в пользу развития ребенка

Лечение эхолалии не так очевидно, как может показаться. Это обусловлено тем, что эхолалия может иметь различные причины, которые необходимо установить и понять.

Если ребенок не знает, какие слова использовать – это один случай, а если он получает успокоение в том, что повторяет строчки из кинолент – это уже иная ситуация.

Важно, чтобы проблемы ребенка изучил опытный специалист-психолог, который сможет определить, что лежит в основе речевых повторов.

Тем не менее, существуют определенные приемы, которые родители могут успешно использовать, чтобы сократить число случаев эхолалии в старшем детском возрасте или при наличии диагноза РАС.

Когда эхолалия вызвана плохими речевыми навыками

Эта причина является наиболее частой: ребенок не знает, что сказать, поэтому просто повторяет за взрослым. Такая ситуация не требует «лечения» эхолалии как таковой: нужно преодолевать задержку речевого развития.

Если ребенку не хватает лексики, чтобы спонтанно использовать ее для вопросов, ответов и диалога, нужно работать над увеличением словаря.

Если малыш использует эхолалию для ответов на вопросы, нужно определить, знает ли он вообще, как на них отвечать. Если нет, это незнание нужно насытить умением правильно реагировать в диалоге с вопросами от собеседника.

В этой ситуации работа специалиста сводится к развитию навыков, пребывающих в зачаточном состоянии. Необходимо, чтобы новые крепкие навыки вытеснили временно заменяющую их эхолалию.

Когда ребенок использует эхолалию для просьб

Возможно, вам знакома ситуация, когда ребенок говорит вам: «Взять тебя на руки?» (имея, конечно, ввиду «Возьми меня на руки»). В данном случае он использует услышанную от вас в определенных обстоятельствах фразу и не задумывается о ее точном смысле. Произнесите правильный вариант и попросите малыша повторить его, чтобы верные слова отложились в памяти.

Если ребенок все лучше понимает речь, можно также реагировать и на его ошибки как на отдельные фразы. Он говорит вам: «Ты хочешь печенья?» Ваш ответ: «Я не хочу, а ты – хочешь. Скажи правильно: дай мне печенья». Такой подход еще больше подчеркивает разницу между тем, что говорит ребенок, и что он имеет в виду.

Когда ребенок отвечает эхолалией на вопросы

Очень часто в качестве ответа на вопрос ребенок повторяет его последнее слово.

Вот ряд шагов, как обучить малыша самой идее вопроса и ответа (переход на следующую ступеньку может занимать несколько недель):

  1. Выберите один тип вопроса (например: «ты хочешь это?» или «что это?»)
  2. Задавайте вопрос и тут же отвечайте на него сами, не делая паузы. Это звучит так: «Хочешь морковку? Да». В идеале, ребенок начнет имитировать слово «Да». Продолжайте эту практику, пока ребенок не будет стабильно повторять за вами последнее слово-ответ.
  3. Снова задавайте вопрос, но уже на этот раз добавляйте к нему только первую букву ответа. «Хочешь морковку? Д-д-д…». Этим вы поощряете малыша сказать весь ответ самостоятельно. Если у вас это не получается, произносите слово «Да» сами, но затем все равно возвращайтесь к одной лишь первой букве. Добейтесь того, чтобы первой буквы было достаточно, чтобы ребенок произносил остаток ответа сам.
  4. Снова задавайте вопрос, но теперь лишь артикулируйте первую букву, не произнося ее вслух. Показывайте на свой рот, чтобы ребенок видел, что вы готовы произнести звук.
  5. Отказывайтесь от подсказок полностью, добившись стабильного ответа на свой вопрос.
  6. Когда один вид вопроса освоен, переходите к другому. Продолжайте обучение, пока не создадите у ребенка большого запаса готовых вопросов и ответов на них. Такой подход повышает шансы на то, что малыш начнет спонтанно использовать накопленные знания.

Когда ребенок повторяет вашу фразу

Этот вид эхолалии заставит вас изменить точку зрения на то, какой вы вдумчивый родитель и старательный логопед. Вот как выглядит такая эхолалия:

Логопед: «Миша, как говорит собака?»

В этот момент вы осознаете, что произносили фразу «Молодец, Миша» всякий раз, когда малыш давал правильный ответ, и она закрепилась у него в памяти.

Важно погасить эту эхолалию, поскольку она не несет в себе никакой полезной функции. Приступают к работе обычно так: повторяют за ребенком его слова, делают паузу и затем используют другие слова похвалы. Вот как звучит диалог:

Логопед: «Миша, как говорит собака?»

Логопед: «Гав-гав. (пауза) Собака говорит «Гав-гав», ты прав».

Если подобный подход не решает проблемы, тогда вам нужно откатиться в обучении на несколько стадий назад. Предлагайте малышу вопрос и ответ вместе: «Как говорит собака? Гав-гав». Если он пытается добавить «Молодец, Миша!», перебивайте его и снова повторяйте «гав-гав». Ребенку понадобится время, чтобы переучиться: со временем такая эхолалия сойдет на нет.

Когда эхолалия служит целям самостимуляции

Некоторые дети используют эхолалию для развлечения и ухода от тревог. Мы называем такое применение эхолалии самостимулирующим, потому что оно служит цели получения удовольствия.

В этом случае эхолалия является еще одним примером стереотипий или «стимов», наблюдаемых при аутизме. Некоторые дети «стимятся» раскачиваясь вперед-назад или делая взмахи руками. Другие используют для этого речь.
Такое поведение можно часто встретить, когда дети чем-то обеспокоены. Если ребенку приходится сталкиваться с непредсказуемым внешним миром, если он не понимает, что происходит вокруг него и по какой причине, он может найти убежище в чем-то знакомом и предсказуемом – например, в цитировании наизусть всего фильма. Это ободряет и дает успокоение: фильм известен заранее и всегда останется одинаковым, что бы ни случилось.

Другие дети с РАС могут прибегать к отложенной эхолалии как к стиму, когда испытывают скуку или отстранились от мира вокруг. Они сбегают в собственный мир, где в кинотеатре внутри их головы идет «Золушка», и они могут смотреть ее сколько угодно, повторяя за героями их слова в качестве развлечения.

Имейте в виду, что по сути – это способ получения удовольствия, который сам по себе не несет никакого вреда. Ребенку должно быть позволено проводить часть времени в использовании эхолалии в качестве развлечения — аналогично тому, как юный футболист может проводить несколько часов, гоняя мяч. Тем не менее, есть ситуации, когда такую эхолалию разрешать нельзя.

Например, когда ребенок находится в классе, и учитель проводит урок, эхолалии-отвлечения недопустимы. Аналогично обстоят дела с помещениями, где необходимо соблюдать тишину (например, библиотека, театр, кинотеатр). Если не научиться гасить эхолалию, ребенок не сможет посещать занятия и быть частью общества.

  • Если причина состоит в стрессе, нужно найти альтернативные способы гашения эмоций или разъяснить ситуацию. Можно использовать социальные истории, чтобы ребенок четко представлял себе, что происходит вокруг, и какой реакции от него ждут. Кроме того, можно обучить малыша приемам самоуспокоения, используя дыхание и предметы-«якоря».
  • Если же причина – в скуке или отрешенности, нужно вовремя вернуть ребенка в наш мир. Для этого учитель может время от времени адресовать малышу вопросы, чтобы удержать на себе детское внимание. Если вы понимаете, что стимов не избежать, делайте их менее выраженными и заметными – выдайте ребенку резиновый мячик, который можно вертеть и сжимать в руках, или же бусы-четки для перебора пальцами.
  • Если ребенок не осознает, что использует эхолалию, а просто следует привычке, его нужно научить правилам саморегуляции: когда можно говорить вслух, а когда – нет. Используйте визуальное напоминание, чтобы ребенок помнил, что время на уроке – не для стимов. Часто осознание ребенком своего поведения и установление лимитов, если и не решают проблему, то позволяют держать ее под контролем.

Как использовать эхолалию для наработки готовых речевых шаблонов с личным местоимением Я

Многие дефектологи и психологи акцентируют внимание на методе «говорить от лица ребенка», который особенно эффективен для детей с РАС на первом порах появления эхолалии .

По сути вы должны озвучивать желания ребенка и описания действительности от ЕГО ЛИЦА — предоставляя ему ДЛЯ ПОВТОРА (!) готовые фразы в распространённых житейских обстоятельствах.

Например, для начала сопровождайте все действия по самообслуживанию и описанию текущего момента Я-конструкциями:

  • Что ты делаешь? — Я кушаю. Я иду по дороге. Я иду ножками. Я купаюсь. Я купаюсь в ванне. Я одеваюсь. Я одеваю носки на ноги. Я кладу ботинки на место. Я мою руки.

Также сопровождайте Я-конструкциями все моменты, когда особенно важно, чтобы ребенок поскорее научился объяснять свои чувства и желания:

  • Ребенок капризничает. Вы предлагаете: «Объясни словами: что ты хочешь?» — Я устал. Я хочу отдыхать. Я хочу кушать. Я хочу спать. Я хочу пить. Я хочу на руки. Я хочу на качели.

Постепенно можно включать в перечень Я-конструкций свои предположения об эмоциях, которые очевидно испытывает ребенок:

  • Папа пришел с работы — «Я рад папе».
  • Вы с малышом нашли игрушку в процессе игры в прятки — «Я рад кукле».
  • Ребенок ищет по комнатам бабушку после ее визита в гости — «Где бабушка? Я скучаю за бабушкой».
  • Ребенок боится собаки на улице — «Я боюсь собаку».
  • Ребенок крепко обнимает маму, снова увидев ее в конце дня в детском саду — «Я люблю тебя / Я люблю маму».

Это ВЫ говорите эти слова: «Я кушаю», «Я хочу на руки» и т.п. Согласно опыту многих специалистов и теории формирования речи у детей с РАС в эти моменты ребенок запоминает формулировки соответственно обстоятельствам и эмоциям. Они фиксируются в памяти, из которой потом может быть сформирована речь при РАС – пусть и не самыми обычными путями и темпами.

Является ли эхолалия при РАС проявлением положительной динамики?

Как уже отмечалось, нейротипичные дети тоже проходят стадию эхолалии как переход к спонтанной речи, но длится она у них не очень долго. У детей с РАС этот переход отнимает больше времени, но все равно нередко случается.

По мнению многих специалистов, если при эхолалии нарастает разнообразие и интенсивность в течение дня, то это хороший знак на пути к самостоятельной речи. Тем более, когда вы слышите от ребенка достаточно чистое и гладкое произношение при повторе слов и фраз.

Очень часто у детей с РАС страдает грамматика, усвоение личных местоимений, предлогов, склонения прилагательных и спряжения глаголов. Но многократно повторенные словесные блоки все-таки анализируются мозгом и используются не вхолостую, а чтобы превратится в спонтанную речь.

Такой переход у детей с аутизмом, как правило, происходит в более позднем возрасте, с большими усилиями и зачастую без вполне гладкого конечного результата.

Однако вербальные взрослые люди с аутизмом подтверждают гипотезу о том, что накопленные при эхолалии целые фразы со временем дробятся на части, которые соединяются друг с другом — для создания новых сочетаний. Например, Темпл Грандин, известная женщина с аутизмом, описала такой опыт следующим образом:

«Вот что происходит: когда на моем жестком диске записывается все больше фраз, тогда я могу комбинировать их разными способами, и моя речь уже не напоминает включенный диктофон. Это постепенный процесс: с каждым днем ты говоришь все лучше, и лучше, и лучше».

Эхолалия у детей: о чем свидетельствует нарушение?

Эхолалия считается нормой в период становления коммуникативных навыков у ребенка, но также выступает одним из специфических симптомов расстройств аутистического характера у детей. Она проявляется как бесконтрольное повторение или выкрикивание чужих слов ребенком. У взрослых нарушение встречается очень редко и только на фоне психоневрологических заболеваний. Диагностировать нарушение может детский психолог или психиатр.

Становление речи и развитие коммуникативных навыков у человека происходит в два этапа. Первый период начинается у ребенка в полгода и длится примерно год. В это время малыш пытается воспроизводить звуки, слоги и слова, услышанные от окружающих, не понимая их смысла. В логопедии этот период считается очень важным для развития речи, так как в этом возрасте происходит становление фонетического строя речи.

Второй этап — это развитие коммуникативных навыков, он начинается в возрасте трех лет и заканчивается к четырем годам. В это время ребенок копирует речь окружающих взрослых, зачастую неосознанно и бесконтрольно. Он узнает значение новых слов, учится ими оперировать, то есть происходит развитие синтаксического строя речи.

Через эти два этапа проходит каждый человек, эхолалия в этот период абсолютно нормальна, не требует коррекции и не должна вызывать опасений.

Логопеды и детские психиатры утверждают, что эхолалия в той или иной степени может проявляться как с раннего детства и до 1,5 лет, так и с трех до четырех лет, когда ребенок учится взаимодействовать с окружающими посредством слов. В период между этими этапами развития речи эхолалия может исчезать, то есть ребенок в возрасте от полутора до трех лет не всегда повторяет чужие слова. Это обусловлено тем, что в это время малыши начинают активно говорить и выражать свои чувства и эмоции. Они в большей мере сосредотачиваются на самом процессе правильного произношения слов, поэтому эхолалия может отсутствовать. Начиная с трех лет малыш уже уверенно говорит, но наступает время расширения словарного запаса, в связи с чем он начинает просто повторять чужие слова, не понимая их смысла.

У детей старшего возраста и у взрослых эхолалия выступает вторичным симптомом расстройства психики и неврологических патологий.

Поводом для беспокойства выступает бессвязное повторение чужих фраз у детей в возрасте старше четырех лет. В психиатрии и психологии эхолалия ассоциируется с аутизмом, так как выступает специфическим симптомом различных расстройств аутистического спектра. Нарушение может сопровождать неврологические заболевания.

Эхолалия выступает симптомом следующих патологий:

  • синдром Туретта;
  • кататоническая шизофрения;
  • умственная отсталость;
  • аутизм;
  • другие неврологические нарушения.

Синдром Туретта сопровождается тиками, в том числе и вокальными. Ими нередко выступает эхолалия. Такое расстройство сопровождает умственную отсталость различных типов и расстройства аутистического спектра. Эхолалия наблюдается при органических поражениях или аномалиях развития лобных долей мозга.

Причины эхолалии позволяют сделать прогноз на нормализацию речи в будущем.

Симптомы нарушения напрямую связаны с видом эхолалии. Общим для разных видов нарушения является то, что ребенок повторяет чужие слова.

Выделяют два вида нарушения — это отсроченная эхолалия и немедленная. Первая форма характеризуется тремя видами специфического поведения, которые выступают проявлением чувств и мыслей ребенка:

  • самостимуляция;
  • передача настроения;
  • подведение итогов дня.

Немедленная эхолалия проявляется сразу же после того, как ребенок услышит чужую речь и не только при разговоре с собеседником, но и при просмотре телевизора или прослушивании радио. Ребенок одинаково повторяет за родителями или диктором по телевизору.

Суть такой эхолалии объясняется просто — малыш дает понять окружающим, что их слова услышаны. Повторение чужой речи — это всего лишь попытка выиграть время на осмысление сказанного. Такая форма нарушения характерна и для здоровых детей, и для малышей с расстройствами психики. У здоровых детей на понимание сказанных слов уходит от нескольких дней до нескольких месяцев, именно так и происходит становление коммуникативных навыков. При расстройстве аутистического характера понимание ранее бессмысленно повторяемых слов происходит через много лет.

При аутизме и расстройствах психики чаще всего речь идет об отсроченной эхолалии. Она характеризуется повторением ранее услышанных слов или фраз через некоторый промежуток времени — от нескольких минут до нескольких недель, месяцев и даже лет. Это объясняется тем, что ребенок повторяет ранее услышанное с определенной целью — продемонстрировать свое настроение или дать понять о своих намерениях.

Различают три вида отсроченной эхолалии по эмоциям и чувствам, которые ребенок вкладывает в повторение слов. Самостимуляция посредством воспроизведения чужой речи — это своеобразное развлечение для ребенка. Так он передает что-то, что его заинтересовало. Услышав что-то интересное в фильме, ребенок время от времени повторяет это, возвращаясь мыслями к сюжету. Это часто происходит не к месту и нарушает коммуникацию с другими людьми.

Передача настроения посредством эхолалии — одна из особенностей расстройств аутистического спектра. Чтобы понять особенности такого поведения, нужно рассмотреть пример. Заходя с родителями в магазин, малыш слышит, что шоколада в продаже нет. Это его расстраивает, поэтому в следующий раз, почувствовав грусть или разочарование, он произносит фразу «шоколада в продаже нет».

Подводя итоги дня, малыш повторяет обрывки фраз и отдельные слова, услышанные за день. Это тоже свидетельствует об отсроченной эхолалии.