Эмоционально волевой дефект

Шиза.нeт : Шизофрения форум — лечение общением

Форум больных и не больных F20 шизофренией, МДП (БАР), ОКР и другими психиатрическими диагнозами. Группы взаимопомощи. Психотерапия и социальная реабилитация.

Оглавление:

Как жить после психушки

Информация

Запрошенной темы не существует.

  • Шизофрения форумФорум не больных шизофренией и другими психиатрическими диагнозами
  • Часовой пояс: UTC+03:00
  • Удалить cookies конференции
  • Пользователи
  • Наша команда
  • Связаться с администрацией

Time: 0.022s | Queries: 8 | Peak Memory Usage: 2.6 МБ

Синдромы, сопровождающиеся эмоционально-волевым и интеллектуальным дефектом

Дефектные состояния при шизофрении, различные варианты врожденного и приобретенного слабоумия, психоорганический синдром (в случаях преобладания нарушений памяти и интеллекта над аффективными расстройствами) являются показаниями для помещения больных на принудительное лечение в общие психиатрические больницы.

Больные, находящиеся на принудительном лечении, должны обслуживаться большим количеством медицинского персонала, чем обычные психиатрические пациенты, для предотвращения нарушений режима, различных внутрибольничных эксцессов и побегов. Таким больным необходимы активная фармакотерапия, вовлечение в разнообразные лечебно-трудовые мероприятия и внутрибольничная социальная реабилитация.

Существенными моментами реабилитации этих больных являются не только выработка привычки к систематическому труду и коррекция поведения, но и восстановление и укрепление положительных социальных связей с родственниками и близкими. За время принудительного лечения должны быть решены такие социально-бытовые задачи, как установление инвалидности, оформление пенсии, улучшение жилищных условий и т. д. В необходимых случаях над больным учреждают опеку. Нужно заблаговременно установить связь с учреждениями внебольничной психиатрической помощи, под наблюдение которых поступят больные после выписки из больницы.

Вопрос о прекращении принудительного лечения, включающий в себя клинический и социальный прогнозы, остается наиболее сложным и ответственным. Принцип принудительного лечения требует не допускать преждевременной выписки больных.

Показанием к отмене принудительного лечения является устранение общественной опасности больного, обусловленной психическими нарушениями. Принудительное лечение прекращают в связи с выздоровлением больного, стойким улучшением его психического состояния (ремиссия) или таким изменением психического состояния, которое свидетельствует об устранении опасности для общества и для самого себя (нарастание вялости, апатии, угасание бредовых идей вследствие формирования дефекта психики).

При улучшении состояния больного в первую очередь необходимо убедиться в стойкости улучшения и редукции тех психопатологических феноменов, с которыми было связано общественно опасное действие (конкретная направленность бредовых идей, окрашенных отрицательными эмоциями, наличие психических автоматизмов и т. д.). Важно отделить подлинную дезактуализацию бреда от его диссимуляции. Если в прошлом возникали острые кратковременные психотические состояния (например, типа сумеречных), то необходимо добиться их значительного урежения, а главное исчезновения компонентов агрессии. Этим далеко не исчерпываются основания для отмены принудительного лечения. Во всех случаях улучшения необходимо убедиться в появлении у больного критического отношения к своему болезненному состоянию и совершенному действию, в упорядоченном поведении, активном участии в реабилитационной программе и существовании реальных планов на будущее.

Чтобы избежать преждевременной выписки больного, нужно исключить возможность диссимуляции актуальных для больного бредовых переживаний или убедиться в устойчивости наступившей ремиссии. Рекомендуется двухступенчатая выписка больного из специальных больниц: сначала перевод для продолжения принудительного лечения в общую больницу и лишь затем прекращение принудительного лечения.

При отмене принудительного лечения важно учитывать условия, в которые попадает больной после выписки, и его отношения с лицами ближайшего окружения. Это одна из серьезных задач психиатрической помощи, особенно в отношении больных, состоящих на специальном учете в качестве социально опасных. Иногда для лучшей адаптации больных в обществе целесообразно после отмены принудительного лечения оставлять их на лечении на общих основаниях, во время которого можно давать пробные отпуска, разрешать свободный выход из отделения и др.

Эмоционально волевой дефект

И ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВЕТЫ ВРАЧЕЙ, ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ, ЛОГОПЕДОВ

– подверженность какой-то определенной эмоции достаточно долгое время;

– неспособность адекватно взаимодействовать с окружающими;

– неспособность жить в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

– пассивность и незаинтересованность в игровой деятельности;

– необоснованная тревожность (проявляется в нежелании общения);

– агрессивность (по отношению к себе и к окружающим);

– отсутствие способностей к эмпатии (может сопровождаться тревожностью);

– снижение интеллектуальных возможностей;

– отсутствие мотивации (избегание возможности достичь чего-то, выиграть);

– импульсивность (неосознанность и неспособность к самоконтролю);

– недоверие к окружающим (избегание с ними контактов путем ненормального, отталкивающего поведения).

Лечится ли эмоционально-волевой дефект?

Единственные рекомендации, которые я когда-либо получала от врача по данному вопросу – это пить таблетки

есть ли шанс сгладить дефект с помощью психотерапии

И что бы я могла сама предпринять для того чтобы как можно дольше оставаться на плаву, не деградируя.

Врач-психотерапевт, Когнитивно-поведенческая терапия

о, господи, это что за гадость вы выложили?

Милое глубоководное создание 🙂

Врач-психотерапевт, Когнитивно-поведенческая терапия

Мне поставили диагноз параноидальная шизофрения, и главное проявление данной болезни именно у меня, по словам врача, это эмоционально-волевой дефект.

Врач-психотерапевт, Когнитивно-поведенческая терапия

Единственные рекомендации, которые я когда-либо получала от врача по данному вопросу – это пить таблетки и устроиться на работу. .

Эмоционально-волевой дефект после появления атипиков всё реже называют дефектом, так как в ряде исследований отмечена его обратимость.

г. Нижний Новгород

есть ли шанс сгладить дефект с помощью психотерапии?

Врач-психотерапевт, Когнитивно-поведенческая терапия

Это резонно, но я хотела бы узнать и другие точки зрения: есть ли шанс сгладить дефект с помощью психотерапии? И что бы я могла сама предпринять для того чтобы как можно дольше оставаться на плаву, не деградируя.

1. Снижение воли

2. Снижение эмоций

3. Изменение мышления.

Врач-психотерапевт, Когнитивно-поведенческая терапия

— Ежедневное вставание по утрам и поход на работу, а так навыки выдерживать нагрузку на работе — это отличная тренировка воли!

— Общение на работе плюс впечатления от изменений ситуации и результатов своей деятельности поддерживают поток эмоций. И возникающие эмоции и необходимость их демонстрировать, и потребность их воспринимать.

— Взаимодействие с другими людьми (не только общение) и ориентация достижение конкретной цели позволяют сохранить стройность мышления.

Эмоционально-волевое снижение развивается в трех направлениях, с каждым из которых можно работать:

1. Снижение воли

2. Снижение эмоций

3. Изменение мышления.

Вы же не сможете себя психотерапевтировать в нужном направлении и проверить эффективность проведённой психотерапии.

Врач-психотерапевт, Когнитивно-поведенческая терапия

1. достаточное количество неформального общения,

2. поддержание близких отношений, в идеале семья,

3. эмоциональные хобби,

4. распорядок дня,

Врач-психотерапевт, Когнитивно-поведенческая терапия

А затем периодический контроль ее реализации и коррекция программы.

— Ежедневное вставание по утрам и поход на работу, а так навыки выдерживать нагрузку на работе — это отличная тренировка воли!

Эмоционально-волевой дефект после появления атипиков всё реже называют дефектом, так как в ряде исследований отмечена его обратимость.

Врач-психотерапевт, Когнитивно-поведенческая терапия

это не тренирует волю, у автора же дефект, а дефект как говорят врачи необратим

Эмоционально-волевой дефект после появления атипиков всё реже называют дефектом, так как в ряде исследований отмечена его обратимость.

Врач-психотерапевт, Когнитивно-поведенческая терапия

это не тренирует волю.

Какие предложения у вас?

а кто не может купить атипичных нейролептиков, что им делать ?

Мне бесплатно дают.

Работа помогает во всех трех направлениях.

— Ежедневное вставание по утрам и поход на работу, а так навыки выдерживать нагрузку на работе — это отличная тренировка воли!

— Общение на работе плюс впечатления от изменений ситуации и результатов своей деятельности поддерживают поток эмоций. И возникающие эмоции и необходимость их демонстрировать, и потребность их воспринимать.

— Взаимодействие с другими людьми (не только общение) и ориентация достижение конкретной цели позволяют сохранить стройность мышления.

Умный человек может объяснить сложные вещи даже простому человеку, на его уровне.

Вы понятно объяснили, что совет работать — это не просто совет лишь бы отвязались, а развитие целого ряда навыков и даже режим дня. Все понятно.

Шизофрения

Шизофрения — это хронический эндогенный психоз, характеризующийся наличием полиморфной психопатологической симптоматики, прогредиентным течением и дефектом личности особого типа. Заболевание, как правило, возникает в молодом возрасте. Причины его до сих пор по-настоящему не выяснены. Большое значение имеет патологическая наследственность. Внешние вредности могут провоцировать развитие заболевания. Мужчины и женщины болеют одинаково часто. Распространенность шизофрении среди населения колеблется от 0,3 до 0,5%.

В связи с тем, что диагностика заболевания основывается главным образом на клинических критериях, единого мнения относительно границ шизофрении не существует. Некоторые исследователи расширяют границы этого клинического понятия, включая в него и другие болезненные формы, другие, наоборот, — сужают, рассматривая в рамках шизофрении только типичные (ядерные) психозы. Тем не менее, большинство авторов соглашаются с тем, что диагноз шизофрении может быть поставлен при наличии у больного основных фундаментальных расстройств, которые являются для этого заболевания достаточно специфическими. К основным симптомам шизофрении относятся следующие:

— аутизм — обусловленность психической деятельности как по направленности, содержанию, так и по конечному результату внутренними причинами. Больные теряют связь с реальной действительностью, отгораживаются, погружаются в мир собственных переживаний, причудливых, непонятных здоровым. По этой причине они лишаются друзей, знакомых, становятся замкнутыми, малодоступными контакту;

— расщепление — утрата психического единства — симптом, давший название заболеванию — «шизофрения». Нарушается цельность психической деятельности. Утрачиваются адекватность поступков, эмоциональных реакций реальной ситуации, параллелизм психических процессов. Больные часто не могут объяснить свои стремления, действия или дают объяснения, нелепые с точки зрения здоровых. Логика их поведения внутренне противоречива, что очевидно всем, кроме них самих;

— эмоционально-волевые расстройства , которые в высшей степени своего развития проявляются в форме апатоабулического синдрома. Больные становятся безынициативными, бездеятельными, теряют всякий интерес к окружающему.

Дополнительные симптомы (бредовые идеи, галлюцинации, кататонические расстройства) определяют клиническую форму заболевания.

Простая форма шизофрении

Простая форма шизофрении обычно начинается в юношеском возрасте, исподволь. Заболевание течет практически непрерывно и сравнительно быстро приводит к шизофреническому дефекту. Без всяких внешних причин подросток или юноша становится вялым, малоактивным, теряет интерес к учебе, любимым занятиям, замыкается в себе. Появляются странности в поведении, неряшливость, грубость в общении с близкими, друзьями. Больной, ранее тепло относившийся к родителям, становится черствым, перестает интересоваться жизнью семьи. В этом же периоде могут наблюдаться бродяжничество, асоциальное поведение. У больных могут появляться несвойственные им ранее интересы. Не имея достаточных знаний и подготовки, они с головой уходят в изучение различных сложных вопросов («метафизическая интоксикация»), что на деле не выходит обычно за рамки резонерских рассуждений о происхождении Вселенной, надуманных философских построений и т. п. Нередко наблюдаются наплывы и обрывы мыслей, отдельные галлюцинации, отрывочные бредовые идеи отношения, преследования, ипохондрические переживания. Постепенно описанные расстройства углубляются. Больные перестают совершенно чем-либо интересоваться. Целыми днями лежат в постели, накрывшись с головой одеялом, перестают обслуживать себя, не моются, не следят за своим туалетом. Эмоционально-волевой дефект становится все более отчетливым, хотя формальные способности остаются относительно сохранными.

Гебефреническая форма шизофрении

Гебефреническая форма также относится к числу злокачественных, начинается обычно еще раньше и имеет непрерывное течение. Клиническая картина характеризуется главным образом эмоциональной неадекватностью и поведенческими расстройствами. Появляются дурашливость, склонность к гримасничанью, вычурности. Больные кривляются, громко хохочут, поют. Могут возникать приступы двигательного возбуждения с бессвязной речью, кувырканием, агрессивным поведением. Иногда в настроении превалирует пустая непродуктивная эйфория. При углублении эмоционально-волевых нарушений сравнительно быстро развивается слабоумие.

Кататоническая форма шизофрении

Кататоническая форма начинается сравнительно позднее, чем две предыдущие, — в возрастелет. Она определяется дополнительной симптоматикой кататонического синдрома. Начало может быть постепенным или острым, течение — чаще непрерывно-прогредиентное. При остром начале заболевание развивается внезапно среди полного здоровья, манифестируя либо ступорозными явлениями, либо состоянием кататонического возбуждения. Больной, лежа в постели или сидя, не меняя позы, без умолку говорит. Отмечаются речевые стереотипии с повторением, нанизыванием слов, бессвязанноствю, неологизмами. Могут иметь место отрывочные бредовые идеи, галлюцинаторные расстройства, импульсивные действия. При наличии галлюцинаций больные затыкают уши, принюхиваются к пище, натягивают на голову одеяло. В других случаях преобладает двигательное беспокойство без речевого возбуждения, с мутизмом, стереотипиями, эхопраксией. При наличии ступорозных явлений больные либо неподвижно лежат в постели, иногда приподняв голову над подушкой (симптом «воздушной подушки»), либо застывают в самых нелепых, неудобных позах (симптом каталепсии). Состояния ступора могут совершенно внезапно сменяться состояниями кататонического возбуждения и наоборот, что обязательно должно учитываться при организации надзора за этими больными.

Кататонический синдром может протекать на фоне онейроидного помрачения сознания, что указывает на относительно более благоприятный прогноз. Напротив, присоединение кататонической симптоматики к процессу, протекающему с параноидными переживаниями (вторичная кататония), является неблагоприятным признаком. Кататоническая форма обычно заканчивается апатическим слабоумием.

Параноидная форма шизофрении

Параноидная форма чаще начинается в зрелом возрасте, но может возникать и раньше. Течет она либо приступообразно, либо непрерывно. Центральным симптомом клинической картины являются бредовые идеи, формирующиеся остро или постепенно. Обычно заболевание дебютирует достаточно систематизированным паранойяльным бредом отношения, ревности, изобретательства, иногда ипохондрическим. В дальнейшем паранойяльный синдром теряет свою цельность, распадается. Нарастают формальные расстройства мышления. В построениях больных теряется внешняя логичность, появляются резонерство, разорванность мышления, символическая оформленность. Синдром усложняется за счет присоединения аффективных расстройств, различных галлюцинаций. Наиболее типичными для параноидной шизофрении являются слуховые псевдогаллюцинации, но могут быть представлены и обонятельные, и зрительные. Наряду с явлениями психического автоматизма, бредовыми идеями преследования, воздействия, они входят в структуру синдрома Кандинского — Клерамбо, наиболее характерного для этого этапа развития процесса. При длительном течении болезни динамика бредовых расстройств обычно завершается формированием парафренного синдрома с нелепым бредом величия, преследования. Наряду с этим постепенно нарастают шизофренические изменения личности, эмоционально-волевой дефект, интеллектуальное оскудение. Особенно неблагоприятным прогноз является при начале заболевания в юношеском возрасте.

Выделение четырех вышеописанных форм является в достаточной мере условным. При шизофрении как едином заболевании могут наблюдаться различные комбинации дополнительной симптоматики. Неизменными при всех ее формах остаются лишь основные расстройства.

То же самое касается выделяемых вариантов течения процесса. Во всех случаях шизофрения является хроническим, прогредиентным заболеванием, однако шизофренический дефект личности при этом может развиваться более или менее быстрыми темпами. Знание основных типов течения помогает устанавливать индивидуальный прогноз в каждом конкретном случае.

Выделяют следующие формы течения шизофрении:

1) непрерывно текущую или прогредиентную, при которой заболевание не имеет склонности к спонтанным ремиссиям и, неуклонно прогрессируя, заканчивается развитием дефекта личности.

2) приступообразную (шубообразную), характеризующуюся наличием промежутков, в которых темп развития заболевания несколько замедляется, однако от приступа к приступу отмечается все более заметное нарастание изменений личности, шизофренического дефекта;

3) рекуррентную (периодическую), которая протекает, особенно вначале, в виде кратковременных психотических вспышек, разделенных состояниями практически полного выхода из болезни. Нарастание изменений личности при этой форме течения происходит сравнительно медленнее. В клиническом отношении она характеризуется выраженными аффективными расстройствами (маниакальный, депрессивный синдромы, тревога, страх), нарушениями сознания (онейроидный синдром), образным, фантастическим бредом, кататоническими расстройствами.

Исходом заболевания в большинстве случаев является развитие шизофренического дефекта, который раньше называли шизофреническим слабоумием. Однако это не слабоумие в прямом смысле слова: при шизофрении, как правило, не страдает память, не уменьшается словарный запас, в принципе не утрачиваются профессиональные навыки. Главной особенностью является переориентация интересов больного в направлении аутистических установок, уход из мира реального, с полным безразличием, бездеятельностью, безучастием в отношении всего остального (апатоабулический синдром). По мере развития заболевания эта (основная) симптоматика становится все более отчетливой, дополнительные же симптомы постепенно сглаживаются, редуцируются и исчезают. Но даже грубо выраженный дефект личности в принципе является обратимым. В литературе описаны случаи полного выхода из психоза при многолетнем злокачественном течении шизофренического процесса у больных с формально очень глубоким эмоционально-волевым снижением личности.

Лечение

Хотя шизофрения и является прогредиентным заболеванием, своевременно начатое и правильно проводящееся лечение во многих случаях дает хорошие результаты. Оно позволяет не только существенно замедлить темп прогрессирования болезни, но иногда и приостановить развитие процесса. В арсенале современной психиатрии существует большое количество психотропных препаратов, которые, с одной стороны, позволяют эффективно лечить состояния возбуждения, бредовые и галлюцинаторные расстройства, с другой — компенсировать апатические, абулические нарушения. До настоящего времени не утратили своего значения методы электросудорожной и инсулино-шоковой терапии. Важной особенностью лечения шизофренических психозов является необходимость проведения поддерживающей терапии в ремиссиях, целью которой является профилактика нового рецидива. Для этого обычно применяются малые и средние дозы нейролептических препаратов. Фармакологическая терапия, как в условиях стационара, так и при амбулаторном лечении должна обязательно сочетаться с комплексом психотерапевтических мероприятий, направленных на социальную, трудовую, семейную реадаптацию, реабилитацию больного.

Глава 8. Расстройства эмоционально- волевой сферы

Эмоции— это один из важнейших механизмов психической деятельности, производящий чувственно окрашенную субъек­тивную суммарную оценку поступающих сигналов, благополу­чия внутреннего состояния человека и сложившейся внешней ситуации.

Общая благоприятная оценка настоящей ситуации и имею­щихся перспектив выражается в положительных эмоциях — ра­дости, наслаждения, спокойствия, любви, комфорта. Общее восприятие ситуации как неблагоприятной или опасной про­является отрицательными эмоциями — печали, тоски, страха, тревоги, ненависти, злобы, дискомфорта. Таким образом, количественная характеристика эмоций должна осуществлять­ся не по одной, а по двум осям: сильные — слабые, положи­тельные — отрицательные. Например, термин «депрессия» оз­начает сильные отрицательные эмоции, а термин «апатия» ука­зывает на слабость или полное отсутствие эмоций (равноду­шие). В некоторых случаях человек не располагает достаточ­ной информацией для оценки того или иного раздражителя — это может вызывать неопределенные эмоции удивления, недо­умения. У здоровых людей редко, но возникают и противоре­чивые чувства: любовь и ненависть одновременно.

Эмоция (чувство) — внутренне субъективное переживание, недоступное непосредственному наблюдению. Врач судит об эмоциональном состоянии человека по аффекту(в широком смысле этого термина), т.е. по внешнему выражению эмоций: мимике, жестикуляции, интонации, вегетативным реакциям. В этом смысле термины «аффективный» и «эмоциональный» в психиатрии используются как синонимы. Нередко приходит­ся сталкиваться с несоответствием между содержанием речи больного и выражением лица, тоном высказывания. Мимика и интонация в этом случае позволяют оценить истинное отно­шение к сказанному. Высказывания больных о любви к род­ственникам, желании устроиться на работу в сочетании с мо­нотонностью речи, отсутствии должного аффекта свидетель­ствуют о голословности утверждений, преобладании равноду­шия и лени.

Эмоции характеризуются некоторыми динамическими при­знаками. Продолжительным эмоциональным состояниям соот­ветствует термин «настроение», которое у здорового человека довольно подвижно и зависит от сочетания многих обстоя­тельств — внешних (удача или поражение, наличие непреодо­лимого препятствия или ожидание результата) и внутренних (физическое нездоровье, естественные сезонные колебания ак­тивности). Изменение ситуации в благоприятную сторону дол­жно обусловливать улучшение настроения. Вместе с тем оно характеризуется определенной инертностью, поэтому радостное известие на фоне горестных переживаний не может вызвать у нас немедленного отклика. Наряду с устойчивыми эмоцио­нальными состояниями имеют место и кратковременные бур­ные эмоциональные реакции — состояние аффекта (в узком смысле этого слова).

Можно выделить несколько основных функций эмоций.Пер­вая из них,сигнальная,позволяет быстро оценить ситуа­цию — раньше, чем будет проведен подробный логический анализ. Такая оценка, основанная на общем впечатлении, не бывает вполне совершенной, но позволяет не тратить лишне­го времени на логический анализ несущественных стимулов. Эмоции вообще сигнализируют нам о наличии какой-либо по­требности: мы узнаем о желании есть по чувству голода; о жажде развлечений — по чувству скуки. Вторая важная функ­ция эмоций —коммуникативная.Эмоциональность по­могает нам общаться и действовать совместно. Коллективная деятельность людей предполагает такие эмоции, как симпатия, эмпатия (взаимопонимание), недоверие. Нарушение эмоцио­нальной сферы при психических заболеваниях закономерно влечет за собой нарушение контактов с окружающими, замк­нутость, недопонимание. Наконец, одной из важнейших фун­кций эмоций являетсяформирование поведенияче­ловека. Именно эмоции позволяют оценить значимость той или иной потребности человека и служат толчком к ее реали­зации. Так, чувство голода побуждает нас искать пищу, уду­шья — открыть окно, стыда — спрятаться от зрителей, стра­ха—спасаться бегством. Важно учитывать, что эмоция не все­гда точно отражает истинное состояние внутреннего гомеоста- за и особенности внешней ситуации. Поэтому человек, испы­тывая голод, может есть больше, чем нужно для организма, испытывая страх, он избегает ситуации, в действительности не являющейся опасной. С другой стороны, искусственно вызван­ное с помощью наркотиков чувство наслаждения и удовлетво­рения (эйфория) лишает человека необходимости действовать несмотря на существенное нарушение его гомеостаза. Утрата способности переживать эмоции при психическом заболевании закономерно ведет к бездействию. Такой человек не читает книг и не смотрит телевизор, потому что не испытывает ску­ки, не следит за одеждой и чистотой тела, потому что не ис­пытывает стыда.

По влиянию на поведение эмоции разделяются на стени- ческие(побуждающие к действию, активизирующие, возбуж­дающие) и астенические(лишающие активности и сил, пара­лизующие волю). Одна и та же психотравмирующая ситуация может у разных людей вызвать возбуждение, бегство, неистов­ство или, наоборот, оцепенение («от страха ноги подкоси­лись»), Итак, эмоции дают необходимый толчок для соверше­ния действий. Непосредственное осознанное планирование поведения и осуществление поведенческих актов совершает воля.

Воля — это основной регулирующий механизм поведения, позволяющий сознательно планировать деятельность, преодо­левать препятствия, удовлетворять потребности (влечения) в форме, способствующей большей адаптации.

Влечение — это состояние конкретной нужды человека, по­требность в определенных условиях существования, зависимость от их наличия. Осознанные влечения мы называем желания­ми.Практически нереально перечислить все вероятные виды потребностей: их набор у каждого человека уникален, субъек­тивен, однако следует указать несколько важнейших для боль­шинства людей потребностей. Это физиологические потребно­сти в пище, в безопасности (инстинкт самосохранения), сек­суальное влечение. Кроме того, человек как социальное су­щество нередко нуждается в общении (аффилятивная потреб­ность), а также стремится проявлять заботу о близких (роди­тельский инстинкт).

У человека всегда одновременно существует несколько ак­туальных для него, конкурирующих потребностей. Выбор важ­нейшей из них на основании эмоциональной оценки осуще­ствляет воля. Таким образом, она позволяет реализовать или подавлять имеющиеся влечения, ориентируясь на индивидуаль­ную шкалу ценностей — иерархию мотивов.Подавление по­требности не означает снижения ее актуальности. Отсутствие возможности реализовать актуальную для человека потребность вызывает эмоционально неприятное чувство — фрустрацию. Пытаясь избежать ее, человек вынужден либо удовлетворить свою потребность позже, когда условия изменятся на более благоприятные (так, например, поступает больной алкоголиз­мом, когда получает долгожданную зарплату), либо предпри­нять попытку изменить отношение к потребности, т.е. приме­нить механизмы психологической защиты(см. раздел 1.1.4).

Слабость воли как свойство личности или как проявление психического заболевания, с одной стороны, не позволяет че­ловеку планомерно удовлетворять свои потребности, а с дру­гой стороны, приводит к немедленному осуществлению любо­го возникшего желания в форме, противоречащей нормам общества и вызывающей дезадаптацию.

Хотя в большинстве случаев невозможно связать психичес­кие функции с какой-либо конкретной нервной структурой, следует упомянуть, что эксперименты указывают на наличие в мозге определенных центров удовольствия (ряд участков лим- бической системы и септальной области) и избегания. Кроме того, замечено, что поражение лобной коры и путей, веду­щих к лобным долям (например, при операции лоботомии), нередко приводит к утрате эмоций, равнодушию и пассивно­сти. В последние годы обсуждается проблема функциональ­ной асимметрии мозга. Предполагается, что эмоциональная оценка ситуации в основном происходит в недоминантном (правом полушарии), с активизацией которого связывают со­стояния тоски, подавленности, в то время как при активиза­ции доминантного (левого) полушария чаще наблюдается по­вышение настроения.

8.1. Симптомы эмоциональных расстройств

Расстройства эмоций представляют собой чрезмерное выраже­ние естественных эмоций человека (гипертимия, гипотимия, дисфория и др.) или нарушение их динамики (лабильность либо ригидность). О патологии эмоциональной сферы следует говорить тогда, когда эмоциональные проявления деформиру­ют поведение больного в целом, вызывают серьезную дезадап­тацию.

Гипотимия —стойкое болезненное понижение настроения. Понятию гипотимии соответствуют печаль, тоска, подавлен­ность. В отличие от естественного чувства печали, обуслов­ленного неблагоприятной ситуацией, гипотимия при психичес­ких заболеваниях отличается удивительной стойкостью. Неза­висимо от сиюминутной ситуации больные крайне пессимис­тически оценивают свое нынешнее состояние и имеющиеся перспективы. Важно отметить, что это не только сильное чув­ство тоски, но и неспособность испытывать радость. Поэтому человека в подобном состоянии не может развеселить ни ост­роумный анекдот, ни приятное известие. В зависимости от тяжести заболевания гипотимия может принимать форму от легкой грусти, пессимизма до глубокого физического (виталь­ного) чувства, переживаемого как «душевная боль», «стесне­ние в груди», «камень на сердце». Такое чувство называютвитальной (предсердечной) тоской,оно сопровождается ощуще­нием катастрофы, безнадежности, краха.

Гипотимию как проявление сильных эмоций относят к про­дуктивным психопатологическим расстройствам. Данный сим­птом не является специфичным и может наблюдаться при обо­стрении любого психического заболевания, нередко встречается он и при тяжелой соматической патологии (например, при злокачественных опухолях), а также входит в структуру обсес- сивно-фобического, ипохондрического и дисморфоманическо- го синдромов. Однако в первую очередь данный симптом свя­зывают с понятием депрессивного синдрома,для которого ги- оотимия является основным синдромообразующим расстрой­ством.

Гипертимия —стойкое болезненное повышение настроения. С этим термином связывают яркие положительные эмоции — радость, веселье, восторг. В отличие от ситуационно обус­ловленной радости гипертимия характеризуется стойкостью. На протяжении недель и месяцев больные постоянно сохраняют удивительный оптимизм, ощущение счастья. Они полны энер­гии, во всем проявляют инициативу, заинтересованность. Ни печальные известия, ни преграды на пути реализации замыс­лов не нарушают их общего радостного настроя. Гипертимия — характерное проявление маниакального синдрома.Наиболее ос­трые психозы выражаются особенно сильными экзальтирован­ными чувствами, достигающими степени экстаза.Такое со­стояние может указывать на формирование онейроидного по­мрачения сознания (см. раздел 10.2.3).

Особым вариантом гипертимии является состояние эйфории, которую следует рассматривать не столько как выражение ра­дости и счастья, сколько как благодушно-беспечный аффект. Больные не проявляют инициативы, бездеятельны, склонны к пустым разговорам. Эйфория бывает признаком самых раз­личных экзогенных и соматогенных поражений мозга (инток­сикация, гипоксия, опухоли мозга и обширные распадающи­еся внемозговые новообразования, тяжелые поражения пече­ночной и почечной функции, инфаркт миокарда и др.) и может сопровождаться бредовыми идеями величия (при пара- френном синдроме, у больных с прогрессивным параличом).

Термином морияобозначают дурашливое беспечное лепетание, смех, непродуктивное возбуждение у глубоко слабоумных боль­ных.

Дисфориейназывают внезапно возникающие приступы гне­ва, злобы, раздражения, недовольства окружающими и собой. В этом состоянии больные способны на жестокие, агрессив­ные действия, циничные оскорбления, грубый сарказм и из­девательства. Пароксизмальное течение данного расстройства указывает на эпилептиформный характер симптоматики. При эпилепсии дисфория наблюдается либо в качестве самостоя­тельного типа припадков, либо входит в структуру ауры и су­меречного помрачения сознания. Дисфория — одно из прояв­лений психоорганического синдрома (см. раздел 13.3.2). Дис- форические эпизоды нередко также наблюдаются при экспло­зивной (возбудимой) психопатии и у больных алкоголизмом и наркоманиями в период абстиненции.

Тревога —важнейшая эмоция человека, тесно связанная с потребностью в безопасности, выражающаяся чувством надви­гающейся неопределенной угрозы, внутренним волнением. Тревога — стеническая эмоция: сопровождается метанием, не­усидчивостью, беспокойством, напряжением мышц. Как важ­ный сигнал неблагополучия может возникать в инициальном периоде любого психического заболевания. При неврозе навяз­чивых состояний и психастении тревога служит одним из ос­новных проявлений заболевания. В последние годы в качестве самостоятельного расстройства выделяют внезапно возникаю­щие (часто на фоне психотравмирующей ситуации) паничес­кие атаки, проявляющиеся острыми приступами тревоги. Мощное, лишенное всяческих оснований чувство тревоги — один из ранних симптомов начинающегося острого бредового психоза.

При острых бредовых психозах (синдроме острого чувствен­ного бреда) тревога выражена чрезвычайно и нередко дости­гает степени растерянности,при которой сочетается с неуве­ренностью, непониманием ситуации, нарушением восприятия окружающего мира (дереализация и деперсонализация). Боль­ные ищут поддержки и объяснений, взгляд их выражает удив­ление (аффект недоумения).Как и состояние экстаза, подоб­ное расстройство указывает на формирование онейроида.

Амбивалентность —одновременное сосуществование 2 вза­имоисключающих эмоций (любви и ненависти, привязаннос­ти и брезгливости). При психических заболеваниях амбивален­тность причиняет значительные страдания пациентам, дезор­ганизует их поведение, приводит к противоречивым, непосле­довательным действиям (амбитендентность). Швейцарский психиатр Э.Блейлер (1857—1939) рассматривал амбивалентность как одно из наиболее типичных проявлений шизофрении. В настоящие время большинство психиатров считают это со­стояние неспецифичным симптомом, наблюдающимся, поми­мо шизофрении, при шизоидной психопатии и (в менее вы­раженной форме) у здоровых людей, склонных к самоанализу (рефлексии).

Апатия— отсутствие или резкое снижение выраженности эмоций, равнодушие, безразличие. Больные теряют интерес к близким и друзьям, равнодушны к событиям в мире, без­различны к своему здоровью и внешнему виду. Речь пациен­тов становится скучной и монотонной, они не выказывают никакой заинтересованности беседой, мимика однообразна. Слова окружающих не вызывают у них ни обиды, ни смуще­ния, ни удивления. Они могут утверждать, что испытывают любовь к родителям, но при встрече с близкими остаются безучастны, не задают вопросов и молча съедают принесенную им пищу. Особенно ярко безэмоциональность больных прояв­ляется в ситуации, требующей эмоционального выбора («Ка­кая пища вам нравится больше всего?», «Кого вы любите боль­ше: папу или маму?»). Отсутствие чувств не позволяет им высказать какое-либо предпочтение.

Апатия относится к негативным (дефицитарным) симпто­мам. Нередко она служит проявлением конечных состояний при шизофрении. Следует учитывать, что апатия у больных шизофренией постоянно нарастает, проходя ряд этапов, раз­личающихся степенью выраженности эмоционального дефекта: сглаженность (нивелировка) эмоциональных реакций, эмоци­ональная холодность, эмоциональная тупость.Другая причина возникновения апатии — поражение лобных долей мозга (трав­мы, опухоли, парциальная атрофия).

От апатии следует отличать симптом болезненного психичес­кого бесчувствия(anaesthesiapsychicadolorosa, скорбное бес­чувствие). Главным проявлением этого симптома считается не отсутствие эмоций как таковых, а тягостное чувство собствен­ной погруженности в эгоистические переживания, сознание неспособности думать о ком-либо другом, зачастую сочетаю­щееся с бредом самообвинения. Нередко возникает явление гипэстезии (см. раздел 4.1). Больные жалуются,/что стали «как деревяшка», что у них «не сердце, а пустая консервная банка»; сокрушаются, что не испытывают тревоги за малолет­них детей, не интересуются их успехами в школе. Яркая эмо­ция страдания свидетельствует об остроте состояния, об обра­тимом продуктивном характере расстройств.Anaesthesiapsychicadolorosa— типичное проявление депрессивного син­дрома.

К симптомам нарушения динамики эмоций относят эмоци­ональную лабильность и эмоциональную ригидность.

Эмоциональная лабильность— это чрезвычайная подвиж­ность, неустойчивость, легкость возникновения и перемены эмоций. Пациенты легко переходят от слез к смеху, от сует­ливости к беспечной расслабленности. Эмоциональная лабиль­ность — одна из важных характеристик больных с истеричес­ким неврозом и истерической психопатией. Подобное состоя­ние может также наблюдаться при синдромах помрачения со­знания (делирии, онейроиде).

Одним из вариантов эмоциональной лабильности является слабодушие (эмоциональная слабость).Для данного симптома ха­рактерна не только быстрая перемена в настроении, но и не­способность контролировать внешние проявления эмоций. Это приводит к тому, что каждое (даже малосущественное) собы­тие переживается ярко, часто вызывает слезы, возникающие не только при печальных переживаниях, но выражающие и умиление, восторг. Слабодушие — типичное проявление со­судистых заболеваний мозга (церебрального атеросклероза), но может встретиться и как личностная особенность (сенситив- ность, ранимость).

Больная 69 лет, с сахарным диабетом и выраженными рас­стройствами памяти, ярко переживает свою беспомощность: «Ой, доктор, я ведь была учительницей. Меня ученики, раскрыв рот, слушали. А теперь квашня квашней. Что дочка ни скажет — ничего не помню, все записывать приходится. Ноги совсем не ходят, по квартире едва ползаю. ». Все это больная произносит, постоянно вытирая глаза. На вопрос врача, кто еще живет вместе с ней в квар­тире, отвечает: «Ой, у нас полон дом народу! Жаль муж-покойник не дожил. Зять у меня работящий, заботливый. Внучка — разумни­ца: и танцует, и рисует, и английский у нее. А внук на будущий год в институт пойдет — у него школа такая специальная!». После­дние фразы больная произносит с торжествующим лицом, но слезы продолжают течь, и она постоянно вытирает их рукой.

Эмоциональная ригидность— тугоподвижность, застревае- мость эмоций, склонность к длительному переживанию чувств (особенно эмоционально неприятных). Выражениями эмоцио­нальной ригидности являются злопамятность, упрямство, упорство. В речи эмоциональная ригидность проявляется об­стоятельностью (вязкостью). Больной не может перейти к об­суждению другой темы, пока полностью не выскажется по по­воду интересующего его вопроса. Эмоциональная ригидность — проявление общей торпидности психических процессов, на­блюдающейся при эпилепсии. Выделяют также психопатичес­кие характеры со склонностью к застреванию (паранойяльный, эпилептоидный).

8.2. Симптомы расстройств воли и влечений

Расстройства воли и влечений проявляются в клинической практике нарушениями поведения. Необходимо учитывать, что высказывания больных не всегда точно отражают характер су­ществующих расстройств, поскольку пациенты нередко скры­вают имеющиеся у них патологические влечения, стыдятся признаться окружающим, например, в своей лени. Поэтому вывод о наличии нарушений воли и влечений надо делать не на основании декларируемых намерений, а опираясь на ана­лиз совершаемых поступков. Так, заявление больного о стрем­лении устроиться на работу выглядит голословным, если он уже несколько лет не работает и не предпринимает попыток трудоустройства. Не следует воспринимать как адекватное ут­верждение больного о том, что он любит читать, если послед­нюю книгу он прочел несколько лет назад.

Выделяют количественные изменения и извращения влече­ний.

Гипербулия— общее повышение воли и влечений, затраги­вающее все основные влечения человека. Увеличение аппети­та приводит к тому, что больные, находясь в отделении, не­медленно съедают принесенную им передачу и подчас не мо­гут удержаться от того, чтобы не взять продукты из чужой тум­бочки. Гиперсексуальность проявляется повышенным внимани­ем к противоположному полу, ухаживаниями, нескромными комплиментами. Пациенты стараются привлечь к себе внима­ние яркой косметикой, броской одеждой, подолгу стоят у Зеркала, приводя в порядок волосы, могут вступать в много­численные случайные половые связи. Наблюдается выражен­ная тяга к общению: всякая беседа окружающих становится интересной для больных, они пытаются включаться в разгово­ры посторонних. Такие люди стремятся оказать покровитель­ство любому человеку, раздают свои вещи и деньги, делают дорогие подарки, ввязываются в драку, желая защитить сла­бого (по их мнению). Важно учитывать, что одновременное повышение влечений и воли, как правило, не позволяет боль­ным совершать очевидно опасные и грубые противоправные действия, сексуальное насилие. Хотя такие люди обычно не представляют опасности, они могут мешать окружающим сво­ей навязчивостью, суетливостью, вести себя неосторожно, неправильно распоряжаться имуществом. Гипербулия — харак­терное проявление маниакального синдрома.

Типобулия— общее снижение воли и влечений. Следует учитывать, что у больных с гипобулией подавлены все основ­ные влечения, включая и физиологические. Наблюдается уменьшение аппетита. Врач может убедить пациента в необхо­димости есть, но тот принимает пищу неохотно и в малых ко­личествах. Снижение сексуального влечения проявляется не только падением интереса к противоположному полу, но и отсутствием внимания к собственной внешности. Больные не испытывают потребности в общении, тяготятся присутствием посторонних и необходимостью поддерживать беседу, просят оставить их одних. Пациенты погружены в мир собственных страданий и не могут проявлять заботу о близких (особенно удивительным выглядит поведение матери с послеродовой деп­рессией, которая не в силах заставить себя заботиться о ново­рожденном). Подавление инстинкта самосохранения выража­ется в суицидальных попытках. Характерно чувство стыда за свое бездействие и беспомощность. Гипобулия является про­явлением депрессивного синдрома.Подавление влечений при депрессии — временное, преходящее расстройство. Купирова­ние приступа депрессии приводит к возобновлению интереса к жизни, активности.

При абулииобычно не наблюдается подавления физиологи­ческих влечений, расстройство ограничивается резким сниже­нием воли. Лень и безынициативность лиц с абулией сочета­ется с нормальной потребностью в пище, отчетливым сексу­альным влечением, которые удовлетворяются самыми простей­шими, не всегда социально приемлемыми путями. Так, па­циент, испытывающий голод, вместо того чтобы пойти в ма­газин и купить необходимые ему продукты, просит соседей покормить его. Сексуальное влечение больной удовлетворяет беспрерывной мастурбацией или обращается с нелепыми при­тязаниями к матери и сестре. У пациентов, страдающих абу­лией, исчезают высшие социальные потребности, они не нуж­даются в общении, в развлечениях, могут проводить в бездей­ствии все дни, не интересуются событиями в семье и в мире. В отделении они месяцами не общаются с соседями по пала­те, не знают их имен, имен врачей и медсестер.

Абулия является стойким негативным расстройством, вмес­те с апатией составляет единый апатико-абулический синдром, характерный для конечных состояний при шизофрении. При прогредиентных заболеваниях врачи могут наблюдать нараста­ние явлений абулии — от легкой лености, безынициативнос­ти, неспособности преодолевать препятствия до грубой пассив­ности.

Больной 31 года, токарь по профессии, после перенесенного приступа шизофрении оставил работу в цеху, поскольку считал ее слишком тяжелой для себя. Попросил принять его фотографом в городскую газету, так как раньше много занимался фотографией. Однажды по поручению редакции должен был составить репортаж о труде колхозников. Приехал в село в городской обуви и, чтобы не испачкать ботинок, не стал подходить к тракторам в поле, а сделал лишь несколько снимков из автомобиля. Из редакции был уволен за лень и безынициативность. Устраиваться на другую работу не стал. Дома отказывался заниматься какими-либо хозяйственными делами. Прекратил ухаживать за аквариумом, который до болезни смастерил своими руками. Целыми днями лежал в кровати одетый и мечтал о переезде в Америку, где все легко и доступно. Не возражал, когда родственники обратились к психиатрам с просьбой оформить ему инвалидность.

Описано множество симптомов извращения влечений (пара- булий).Проявлениями психических расстройств могут быть из­вращение аппетита, сексуального влечения, стремление к асо­циальным поступкам (воровству, алкоголизации, бродяжниче­ству), самоповреждениям. В табл.8.1 приведены основные термины, обозначающие расстройства влечений по МКБ-10.

Парабулии не рассматриваются как самостоятельные забо­левания, а являются лишь симптомом. Причинами возникно-

Таблица 8.1. Клинические варианты расстройств влечений

Нарушение эмоционально-волевой сферы: спектр расстройств от апатии до эйфории

Повышенная возбудимость или же, наоборот, пассивность свидетельствует о нарушении эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим возникает неустойчивость вегетативной функции, общая гиперестезия, а истощаемость нервной системы повышается.

Малышам в этот период очень сложно уснуть. Они становятся беспокойными ночью, часто просыпаются. Ребенок может бурно реагировать на любые раздражители, особенно, если он находится в незнакомой для него обстановке.

Взрослые тоже во многом зависят от своего настроения, которое может меняться по неизвестным, казалось бы, причинам. Почему же так происходит и что об этом важно знать?

Определение эмоционально-волевой сферы

Для соответственного развития в социуме, а также нормальной жизнедеятельности важной является эмоционально-волевая сфера. От нее многое зависит. И это касается не только семейных отношений, но и профессиональной деятельности.

Сам процесс является очень сложным. На его происхождение влияют различные факторы. Это могут быть как социальные условия человека, так и его наследственность. Данная сфера начинает развиваться еще в раннем возрасте и продолжает формироваться до подросткового.

Человек с рождения преодолевает такие типы развития:

Эмоции бывают разными…

Как и их проявления в жизни

По каким причинам происходит сбой?

Существует ряд причин, которые способны повлиять на развитие данного процесса и вызвать эмоционально волевые нарушения. К основным факторам следует отнести:

  • перенесенное потрясение, стресс;
  • отставание в плане интеллектуального развития;
  • нехватка эмоционального контакта с родными;
  • проблемы социально-бытового характера.

Наряду с этим можно назвать любые другие причины, которые способны вызвать внутренний дискомфорт и ощущение неполноценности. При этом ребенок сможет развиваться гармонично и правильно только в том случае, если у него доверительные отношения с его родными.

Спектр нарушений воли и эмоций

К эмоционально волевым нарушениям относятся:

  • гипербулия;
  • гипобулия;
  • абулия;
  • обсессивное-компульсивное расстройство.

При общем повышении воли развивается гипербулия, которая способна затронуть все главные влечения. Это проявление считается характерным для маниакального синдрома. Так, к примеру, у человека увеличится аппетит, если он находится в отделении, то будет сразу же съедать пищу, которую ему приносят.

Снижается как воля, так и влечения при гипобулии. В этом случае человек не нуждается в общении, его тяготят посторонние люди, которые находятся рядом. Ему легче наедине. Такие больные предпочитают погружаться в собственный мир страданий. Они не желают заботиться о родных.

Когда происходит снижение воли, то это свидетельствует об абулии. Такое расстройство считается стойким, а совместно с апатией составляется синдром апатико-абулического характера, который, как правило, проявляется в период конечного состояния шизофрении.

При обсессивном влечении у больного возникают желания, которые он способен контролировать. Но когда он начинает отказываться от своих влечений, то это порождает в нем серьезное переживание. Его преследуют мысли о потребности, которая не была утолена. К примеру, если у человека есть страх загрязнения, то он будет стараться не так часто мыть руки, как ему хочется, однако это будет заставлять его мучительно думать о собственной потребности. А когда на него никто не будет смотреть, то помоет их тщательно.

К более сильным чувствам относится компульсивное влечение. Оно настолько сильное, что сравнивается с инстинктами. Потребность становится патологической. Ее положение доминирующее, поэтому внутренняя борьба прекращается очень быстро и человек сразу же удовлетворяет свое желание. Это может быть грубым асоциальным поступком, за которым последует наказание.

Волевые расстройства

Воля является психической деятельностью личности, которая направлена на определенную цель или преодоление препятствий. Без этого человек не сможет реализовать свои намерения или решить жизненные задачи. К волевым нарушениям относят гипобулию и абулию. В первом случае волевая активность будет ослаблена, а во втором – отсутствовать вовсе.

Если человек сталкивается с гипербулией, которая сочетается с отвлекаемостью, то это может говорить о маниакальном состоянии или бредовом расстройстве.

Нарушается влечение к еде и самосохранение в случае парабулии, то есть при извращении волевого акта. Пациент, отказываясь от нормальных продуктов, начинают есть несъедобное. В некоторых случаях наблюдается патологическая прожорливость. Когда нарушается чувство самосохранения, то пациент может нанести себе тяжелое увечье. Сюда относятся и половые извращения, в частности, мазохизм, эксгибиционизм.

Спектр волевых качеств

Нарушения эмоциональной сферы

Эмоции бывают разными. Они характеризуют отношения людей к окружающему миру и к самим себе. Существует много эмоциональных нарушений, но некоторые из них считаются неотложным поводом для посещения специалиста. Среди них:

  • подавленное, тоскливое настроение, повторяющегося, затяжного характера;
  • постоянная смена эмоций, без серьезных причин;
  • неуправляемые эмоциональные состояния, аффекты;
  • хроническая тревожность;
  • скованность, неуверенность, робость;
  • высокая эмоциональная восприимчивость;
  • фобии.

К нарушениям эмоциональной сферы относят следующие патологические отклонения:

  1. Апатия напоминает эмоциональный паралич. Человек полностью безразличен ко всему окружающему. Это сопровождается бездеятельностью.
  2. Гипотимия, при которой настроение снижается, а человек ощущает подавленность, тоску, безысходность, поэтому фиксирует свое внимание только на негативных событиях.
  3. Для депрессии характерна такая триада, как гипотимия, замедление мышления, двигательная заторможенность. При этом у больного меланхолический настрой, он ощущает глубокую печаль, тяжесть в сердце и всем теле. Рано утром самочувствие значительно ухудшается. В этот период существует большая вероятность суицида.
  4. В случае дисфории тоже настроение пониженное, однако оно имеет напряженно-злобный характер. Это отклонение кратковременное. Как правило, бывает у людей, страдающих эпилепсией.
  5. Не затяжной является и дистимия. Она проходит в течение относительно короткого промежутка времени. Для этого состояния характерно расстройство настроения. Человек ощущает уныние, тревогу, гнев.
  6. Противоположностью вышеуказанных отклонений считается гипертимия, при которой человек чрезмерно весел, он рад и бодр, энергичен и переоценивает собственные возможности.
  7. Человек в состоянии эйфории благодушен и беспечен, но при этом отличается пассивностью. Это часто происходит в случае органического заболевания мозга.
  8. Во время экстаза больной погружается в себя, он переживает восторг, необычайное счастье. Иногда это состояние связано со зрительной галлюцинацией положительного содержания.

Когда ребенок чрезмерно агрессивен или замкнут

Нарушения эмоционально волевой сферы, которые наиболее выражены у детей:

  1. Агрессивность. Практически каждый ребенок может проявить агрессию, однако здесь стоит обратить внимание на степень реакции, ее длительность и характер причин.
  2. Эмоциональная расторможенность. В данном случае наблюдается слишком бурная реакция на все. Такие дети, если плачут, то делают это громко и вызывающе.
  3. Тревожность. При таком нарушении ребенок будет стесняться ярко выражать свои эмоции, о своих проблемах он не рассказывает, чувствует дискомфорт, когда на него обращают внимание.

Кроме этого, нарушение бывает с усиленной эмоциональностью и пониженной. В первом случае это касается эйфории, депрессии, тревожного синдрома, дисфории, страхов. При пониженной развивается апатия.

Нарушение эмоционально волевой сферы и расстройство поведения наблюдается у гиперактивного ребенка, который испытывает двигательное беспокойство, страдает неусидчивостью, импульсивностью. Он не может концентрировать внимание.

Современный взгляд на коррекцию

Иппотерапию выделяют как один из основных методов мягкой коррекции. Оно предусматривает общение с лошадьми. Такая процедура подойдет не только для детей, но и взрослых.

Ее можно использовать для всей семьи, что поможет ее сплотить, улучшить доверительные отношения. Это лечение позволит распрощаться с депрессивным настроением, негативными переживаниями, уменьшит тревожность.

Если речь идет о коррекции нарушений у ребенка, то для этого могут быть использованы разнообразные психологические методы. Среди них стоит выделить:

  • игротерапию, которая предусматривает применение игры (особенно эффективным такой метод считается для дошкольников);
  • телесно-ориентированную терапию, танцевальную;
  • сказкотерапию;
  • арт-терапию, которая делится на два типа: восприятие готового материала или самостоятельное рисование;
  • музыкотерапию, при котором музыка задействуется в любом виде.

Любое заболевание или отклонение лучше постараться не допустить. Чтобы предотвратить расстройства эмоционально волевой сферы стоит прислушаться к таким простым советам:

  • если взрослый или ребенок эмоционально травмирован, то находящиеся рядом, должны быть спокойными, показывать свою доброжелательность;
  • людям необходимо как можно чаще делиться своими переживаниями, чувствами;
  • нужно заниматься физическим трудом или рисовать;
  • следить за режимом дня;
  • стараться избегать стрессовых ситуаций, излишнего переживания.

Важно понимать, что многое зависит от тех, кто находится рядом. Не надо делиться своими переживания со всеми окружающими, но необходимо иметь такого человека, который поможет в трудной ситуации, поддержит и выслушает. В свою очередь родители должны проявлять терпение, заботу и безграничную любовь. Это и сохранит психическое здоровье малыша.