Эмпатия в общении с пациентом означает

Эмпатия в психологии: понятие и примеры

Мы с благодарностью относимся к тем людям, которые в трудное время нашли нужные слова и находились рядом. Но, к сожалению, это могут делать не все знакомые и друзья.

Оглавление:

Иногда абсолютно чужой человек выражает понимание и участие в проблеме. Чем такое поведение обосновано?

Эмпатия в психологии — значение понятия

Нам часто приходится встречаться с этим понятием. О чем мы думаем, когда в новостях слышим или читаем такое слово?

Эмпатия в психологии — это способность к сочувствию, сопереживанию проблемам другого человека. Оно еще означает умение субъекта воспринимать все переживания и страхи другого человека, при этом понимать, что они к тебе не относятся.

Это необходимое качество для специалистов, чьей профессией является работа с людьми. Значение этого термина может быть различным в зависимости от контекста. Например, в медицине этим словом называется процесс понимания больного (в психологии — эмпатия слушания). Доктор во время приема пациента внимательно его слушает, явно показывая, что понимает, о чём говорит пациент. Цель такого поведения — показать пациенту, что его поддерживают, и поощрить на откровенный диалог, тем самым позволяя врачу наиболее точно определить диагноз.

Способность к сопереживанию для психологов, врачей, учителей считается нормой. Но и люди других профессий могут обладать этим качеством, ведь поддержка необходима не только в профессиональной плоскости, но и межличностной. Уровень развития такого качества, как эмпатия, в психологии определяется большим количеством различных методик.

Какие виды этого эмоционального состояния бывают?

Существует несколько видов эмпатии:

  1. Эмоциональная — основана на механизмах психологической защиты, проекции и подражании. Человек воспринимает боль и переживания другого, как свои, повторяя за ним все действия, эмоции и некоторые слова.
  2. Когнитивная — субъект сравнивает или анализирует ситуацию, ставит себя на место страдающего человека.
  3. Предикативная эмпатия в психологии — это способность одного человека угадывать реакции другого в определенных обстоятельствах. Имея ее, можно предотвратить ссору, конфликт или опасные ситуации.

К особым формам эмпатии относят сочувствие и сопереживание.

Уровни развития этого состояния

Эмпатия в психологии не просто понятие, но и состояние, которое может развиваться и совершенствоваться. Существует 3 уровня развития этого качества.

Первый: человек способен различать тон голоса говорящего, понимать его настроение и эмоции.

Второй: требует некоторых навыков для того, чтобы уметь «читать» жесты и мимику говорящего.

Третий: человек настолько эмпатийный, что может управлять эмоциями другого. Такие люди могут с легкостью выводить других из шокового состояния, власти негативных эмоций.

Как эмпатия связана с психотерапией?

Карл Роджерс этому понятию отводит ключевую роль. В своих работах он отмечает, что эмпатия — это основная установка терапевта во врачебных отношениях и главное условие в изменении личности самого клиента.

Эмпатия в психологии, определение ее заключается в следующем: она являет собой сложный процесс, который подразумевает принятие роли и понимание переживаний и установок другого человека. Но надо понимать, что это не просто соотношение и принятие чувств другого человека, но и взгляд со стороны, то есть способность вовремя абстрагироваться.

Психология помощи: альтруизм, эгоизм, эмпатия

В науке, изучающей особенности человеческой души, есть даже книга с таким названием. Действительно, все три качества личности взаимосвязаны между собой. Понятие «эмпатия» в психологии является антонимом эгоизму, а также основанием к альтруизму.

Альтруизм подразумевает под собой безвозмездную помощь каждому человеку, которому она нужна.

Эгоизм — это качество личности, при котором собственные интересы ставятся на первый план.

Но есть определенные ситуации, при которых альтруизм и эмпатия могут быть неискренними, например, оказание помощи как попытка замаскировать свой эгоизм. Совершая альтруистические поступки, мы растём в собственных глазах. Яркий пример этому — утверждения доноров: «Донорство помогает нам уважать себя, повышает собственную значимость в наших глазах».

Но у альтруизма есть и слабая сторона. Если мы спросим девушку, которая работает волонтёром, почему она этим занимается, то вполне логично услышать ответ: «Чтобы получить внутреннее вознаграждение». Таким образом, девушка удовлетворяет собственные личные интересы. Наше желание помочь другим может быть продиктовано личными потребностями заслужить поощрение или избежать наказания — это признаки эгоизма.

Проведя многие исследования на тему альтруизма, исследователи пришли к выводу: в некоторых случаях люди способны действовать исходя не из личных интересов, а из желания помочь другому человеку, не требуя ничего взамен. Существует также мнение, что альтруизм, побуждаемый эмпатией, — это часть человеческой природы. Поэтому на вопрос: «Эмпатия в психологии — что это такое?» — можно смело сказать, что это качество личности, помогающее человеку стать благородным, мудрым и альтруистичным.

Как проявляется эмпатия в жизни. Примеры

Примеры эмпатии в психологии, в обычной жизни встречаются часто. Особенно это качество проявляется между близкими людьми, а также в отношениях с детьми.

Все мы с детства помним фразу: «Поставь себя на место того или иного человека». Этим самым наши близкие старались побудить нас взять на себя ношу другого, прочувствовав то, что он переживает. Ярким примером является игра актёров. Каждый актёр перед выступлением просто обязан «войти» в образ персонажа. Также и зритель может прочувствовать характер героя, за которым наблюдает.

Эмпатия в психологии как чувственная характеристика была у человека с самого начала. Умение решать вопросы, сотрудничать и найти свое место в обществе было самой важной необходимостью для выживания. Проявление эмпатии можно заметить на самых ранних этапах развития человека. Младенец может расплакаться, если слышит плач другого малыша. Это один из видов эмпатийного поведения.

Приведем несколько примеров. Один из студентов не сдал экзамен, в то время, когда вся группа сдала на «отлично». Все сокурсники сопереживают и пытаются подбодрить студента, который не успел подготовиться. Родственники, которые пришли на похороны, также сопереживают вместе с вдовой.

Польза от эмпатии в межличностном общении

Эмпатия в психологии общения — довольно эффективный инструмент коммуникации между людьми. Нужно всего лишь научиться правильно применять этот инструмент в повседневной жизни. Некоторым очень хорошо помогает интуиция, кому-то приходится ставить себя на место другого человека.

Очень распространено эмпатийное поведение среди женщин. Они привыкли к эмоциональности, выслушиванию рассказов и помощи. Поэтому эмпатия в их случае — очень хороший инструмент для достижения целей. У мужчин это происходит иначе. Они не привыкли показывать свои эмоции, поэтому для них данный процесс проявляется не так эмоционально.

С помощью сопереживания и сочувствия вы сможете добиться хорошего расположения, стать ближе для другого человека. Это вам позволит быть более чувственным и понимать эмоциональное состояние других людей. Люди привыкли доверять тем, кто понимает их, кто внимательно слушает и показывает интерес к происходящему.

Развитие эмпатии

Развить в себе способности эмпатии не так уж и сложно. Необходимо только желание и время для специальных тренингов. Эти упражнения желательно проводить в группе людей. Такой группой может служить ваша семья, коллеги или друзья.

  1. Упражнение «Угадай-ка». Каждому участнику даётся листик, на котором написано любое чувство или эмоция. Задача участников — изобразить написанное слово, а остальные должны угадать его.
  2. «Зеркало и обезьянка». Все участники делятся на пары. У каждого есть роль: один — зеркало, второй — обезьяна. Задача «Обезьяны» показывать различные жесты и мимику. Задача «Зеркала» все это повторить. Через пять минут участники меняются ролями, и все происходит повторно.
  3. «Телефон». Участнику даётся задание говорить по телефону с воображаемой женой, подругой или директором компании. При разговоре не произносится ни единого звука, его заменяет пантомима. Задача других участников угадать, с кем разговаривает участник.

Здесь представлено малое количество упражнений. На самом деле их существует гораздо больше. Лучше всего прорабатывать их в тренинговой группе.

Какой он — эмпатийный человек?

Люди с высоким уровнем эмпатии добры, сострадательны, общительны. У них нет привычки винить других за какие-либо неприятные события в их жизни. Они не требуют жестоких наказаний.

Лица, имеющие низкий уровень эмпатии, недоброжелательны, агрессивны и достаточно замкнуты.

Также есть люди с гипертрофированным уровнем эмпатии. Им не удаётся контролировать своё состояние безграничной любви или ненависти, и зачастую оно принимает болезненную форму.

Часто бывает, что такие люди очень сильно переживают за тех, у которых есть какие-то проблемы. Это наносит огромный ущерб их здоровью, в особенности сердечно-сосудистой системе. Поэтому таким людям следует научиться контролировать свои переживания, чтобы в дальнейшем не было осложнений.

Быть эмпатийным человеком — это огромный дар. Некоторым действительно стоило бы поучиться сочувствию и сопереживанию. Возможно, если бы каждый человек мог принимать и понимать боль другого, на нашей земле было бы меньше бед и войн.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ МЕДРАБОТНИКА С ПАЦИЕНТОМ

Общение медсестры с пациентом — это большое искусство, но им надо научиться владеть для успешного контакта с пациентом. Оно сопряжено не только с желанием, но и требует определенного психологического настроя и вырабатывается в процессе практики.

При попадании в стационар лечебного учреждения изменяется жизненный стереотип пациента (его охватывает чувство тоски, уныния, страха, тревоги; происходит отрыв от семьи, близких, привычной профессиональной деятельности).

Отделение, палата становится иногда на длительное время «вторым домом» для пациента. Условия в них должны быть приближены к домашним. Везде должны царить чистота, аккуратность, порядок. Болезнь сама по себе вызывает уныние, тоску, поэтому обстановка в лечебном учреждении, люди в нем должны подни­мать настроение, отвлекать от мрачных мыслей о болезни и тем самым способствовать выздоровлению пациента.

Опрятный, аккуратный внешний вид медработника уже располагает к себе пациента, вызывает уважение в мед. профессии, оказывает благоприятное психотерапевтическое воздействие.

Он не должен вызывать негативных реакций со стороны пациента Пациенту становится легче уже от одного вида медсестры, от ее улыбки, приятной наружности, врачующей одежды — белого халата и шапочки. И наш долг дарить пациенту эти элементы врачевания. Внешние атрибуты как бы подчеркивают высокую гуманность, чистоту помыслов и благородство мед. профессии.

При общении с любым пациентом медработник должен уметь:

1. Установить правильный психологический контакт.

2. Рассказать в доступной форме о болезни и лечении, но учитывая при этом содержание медицинской тайны.

3. Успокоить и ободрить пациента, находящегося в самом тяжелом состоянии.

4. Оградить ранимую психику пациента от воздействия отрицательных факторов, в т.ч. относящихся к лечебно-диагностическому процессу.

5. Хранить медицинскую и личные тайны пациента.

6. Использовать слово как важный психотерапевтический и психопрофилактический фактор.

7. Уметь определить в беседе индивидуальные личностно-характерологические особенности пациента (характер, темперамент, способности, потребности и т.д.).

8. Профессионально и грамотно строить свои взаимоотношения с родственниками пациента, с другими сотрудниками и коллегами медицинского коллектива, не допускать критики их в присутствии пациентов.

При общении с пациентом медсестра должна соблюдать этико-деонтологические нормы и принципы поведения, обязана создавать обстановку доверия между врачом и пациентом, способствовать повышению авторитета врача и медицинского учреждения.

Работа среднего медицинского работника связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением, которое возникает при общении с больными людьми, с их повышенной раздражительностью, болезненной требовательностью, обидчивостью.

Медсестра постоянно находится среди пациентов, поэтому ее четкие действия и профессиональное выполнение назначений врача, ее эмоциональное теплое отношение к пациенту оказывает на него психотерапевтическое воздействие.

Эти факторы, а именно забота, внимание являются основой контакта между медсестрой и пациентом. При этом огромное значение имеют, словесная форма, эмоциональная окраска и тон речи.

В вежливом обращении, доброй улыбке выражается забота и внимание медсестры к своим пациентам.

Однако внимание и теплота со стороны медработника не дол­жны носить интимного характера, не должны побуждать пациентов преодолеть дистанцию между ними и медработником.

Умение понимать пациента, сочувствовать, выслушать пациента не просто формально, а с элементами эмоционального участия дается не сразу, а вырабатывается многолетним опытом. Путь к истинному мастерству долгий и нелегкий.

С годами нужно выработать нужный стиль работы и овладеть искусством благоприятного воздействия на пациента.

Успех понимающего общения зависит от способности медсестры к эмпатии. Причем само состояние эмпатии является наряду с объективным ощущением психологического контакта между ней и пациентом одним их показателей того, что понимающее общение состоялось.

Эмпатия (от английского empaty — чувствование) — это способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому. Она подразумевает лишь вхождение в личный мир другого, деликатное пребывание в нем без его оценивания. Эмпатию следует отличать от эмоциональной идентификации (уподобления, идентификации себя с другим, с его эмоциональным состоянием) и от сочувствия (переживания по поводу чувств другого).

Быть в состоянии эмпатии — значит на какое-то время войти в мир другого. При этом сохраняется способность в любой момент вернуться в свой собственный мир. Если такая способность теряется и у медсестры возникает состояние идентификации с эмоциональным состоянием пациента, то она теряет способность профессионально работать и ей самой требуется психологическая помощь. В этом «вредность» профессии медсестры: вокруг нее в течение рабочего дня так много проявлений горя, физического и психо­логического страдания, что есть опасность эмоционально идентифицироваться с пациентом. Отсюда возможность появления у са­мих работников заболеваний, вызванных эмоциональным перенапряжением. В таком случае требуются индивидуальные программы ж устранения эмоциональных перегрузок. Психологический контакт предполагает равноправие психологических позиций партнеров. Если уважение, то взаимное; если доверие, то также взаимное. И взаимное право искренне выражать свои чувства. Чтобы психологический контакт состоялся, медсестра должна научится свободно вы­ражать свое «Я» (в определенных границах). Это будет повышать уровень доверия пациентов к ней. Для открытого общения характерно выражение подлинных чувств (в форме «Я — высказыва­ние», не обижающей партнера). Человек в процессе такого общения естественно выражает свои мысли и чувства, естественно двигается. В его присутствии хорошо себя чувствуют. Такое поведение медсестры может быть расценено пациентом как приглашение к сотрудничеству. Это верный путь к установлению психологического контакта, который станет условием эффективного руководства и обучения пациента (если это понадобиться). Недирективное открытое общение не устраняет в дальнейшем возможности дирек­тивного общения медсестры с пациентом (в его интересах), но создает атмосферу доверия между партнерами, благодаря которой пациент в определенных ситуациях добровольно передает управление этими ситуациями медсестре.

Обычно открытому самовыражению мешают страхи: «Ко мне станут хуже относится», «я буду незащищена, и мне причинят боль, «меня раскритикуют», «со мной не захотят общаться» и др. Эти страхи вынуждают медсестру придерживаться закрытого, чисто ролевого общения, лишая ее удовольствия открытого общения и на­саждая в наших лечебных учреждениях холод отчуждения, заботу о цели пациента (забывая о психосоматическом влиянии). Итак, чтобы пациент был искренним, открытым с медсестрой, он должен видеть искренность и с ее стороны.

Искренностью, или конгруэнтностью, в общении психологи называют совпадение трех «пластов» коммуникации вербального (что человек говорит), невербального (сопровождающих слова жестов, интонаций, позы) и того, что при этом человек чувствует. Рассогласование этих «пластов» всегда замечается партнером и воспринимается как неискренность, недоверие или даже враждебность.

Медсестра завоюет доверие пациента, демонстрируя свою аккуратность, пунктуальность, осведомленность о положении дел пациента, опыт, подготовленность, честность, способность работать в его интересах, свою энергичность, решимость добиться поставленной цели.

Мы рассмотрели некоторые условия психологического контакта, и если встреча все-таки состоялась, то с обеих сторон необходимо много усилий, чтобы этот психологический контакт развивался, укреплялся, приводил к позитивным межличностным взаимоотношениям, возникновению симпатии, созданию атмосферы доверия, чтобы он стал ступенькой на пути развития сотрудничества медсестры с пациентом.

Выполнение назначений врача, уход за тяжелобольными, проведение многих, иногда довольно сложных манипуляций — все это является прямой обязанностью среднего медицинского персонала. Медицинская сестра также участвует в обследовании пациента, подготовке его к различным оперативным вмешательствам, работает в операционной в качестве анестезиста или операционной сестры, наблюдает за пациентами в отделениях реанимации и интенсивной терапии. Все это предъявляет высокие требования не только к занятиям и практическим навыкам медицинской сестры, но и к ее моральному облику, умению вести себя в коллективе, при общении с пациентами и их родственниками.

Всегда, при всех обстоятельствах необходимо помнить, что человек обращается к медицинским работникам за помощью, что с ним случилась беда, иногда очень серьезная, способная повлечь за собой утрату здоровья, трудоспособности, а подчас и угрожающая жизни. Только при полном сочувствии пациенту, при понимании его положения возможен настоящий контакт между ним и медицинским персоналом, что так необходимо для успешного лечения. Чуткость, моральная поддержка, душевная теплота нужны пациенту не меньше, а может быть и больше, чем лекарственные препараты. Недаром в недалеком прошлом медицинских сестер называли «сестрами милосердия»: это отражало не только профессиональную, но и моральную сторону их работы. Равнодушных, неуравновешенных людей, не способных к сочувствию страдающему человеку, нельзя допускать к работе в медицинских учреждениях. При общении с пациентами, выполнении манипуляций, зачастую неприятных и болезненных, медицинская сестра должна отвлечь пациента от тяжелых мыслей, внушить ему бодрость и веру в выздоровление. При этом она должна быть и психологом, т.е. учитывать индивидуальные особенности пациента и его состояние в данный момент: одного пациента надо уговаривать потерпеть. («Будет немного неприятно, но зато потом почувствуете облегчение»), другого отвлечь посторонним разговором и т.д.

Часто пациенты спрашивают медицинских сестер о своем диагнозе и прогнозе. Ни в коем случае нельзя сообщать пациенту о наличии у него неизлечимого заболевания, особенно злокачественной опухоли. Что касается прогноза, то всегда надо высказывать твердую уверенность в благоприятном исходе. При этом не следует уверять тяжелобольного, что заболевание у него «пустячное» и он «скоро выпишется», так как часто пациенты неплохо осведомлены о характере своей болезни и при излишне оптимистических ответах теряют доверие к персоналу. Лучше ответить примерно так: «Да, болезнь у вас нелегкая и лечиться придется долго, но, в конце концов, все будет хорошо!» Однако все сведения, которые медицинская сестра дает пациентам, должны быть согласованы с врачом.

Нередко пациенты вступают в разговор с младшим медицинским персоналом, получая от него ненужную информацию. Медицинская сестра должна пресекать подобные беседы и в то же время постоянно воспитывать санитарок, объясняя им основы медицинской деонтологии, т.е. взаимоотношения с пациентами.

В присутствии пациента не следует применять малопонятные ему и пугающие термины: «аритмия», «коллапс», «гематома», а также такие характеристики, как «кровянистое», «гнойное», «зловонное» и т.д. Необходимо помнить, что иногда пациенты, находящиеся в состоянии наркотического сна и даже поверхностной комы, могут слышать и воспринимать разговоры в палате. Пациента надо всемерно оберегать от психической травмы, которая может ухудшить его состояние, а в некоторых случаях привести к отказу от лечения или даже попытке самоубийства.

Иногда пациенты становятся нетерпеливыми, негативно настроенными к лечению, подозрительными. У них может быть нарушено сознание, могут развиться галлюцинации, бред. В общении с таки­ми пациентами особенно необходимы терпение и такт. Недопустимо вступать с ними в пререкания, но надо объяснить необходимость лечебных мероприятий, постараться выполнить их наиболее щадящим путем. Если пациент неопрятен в постели, ни в коем случае нельзя упрекать его в; этом, показывать свое отвращение и не­довольство. Как бы часто ни приходилось менять постельное белье, делать это надо так, чтобы пациент не чувствовал себя виноватым.

В то же время отдельные пациенты, как правило, не находящиеся в тяжелом состоянии, проявляют недисциплинированность, нарушают лечебный режим: курят в палатах, употребляют спиртные напитки. В таких случаях медицинская сестра должна решительно пресекать нарушения дисциплины, проявлять строгость, но не грубость. Иногда достаточно объяснить пациенту, что его поведение приносит вред не только ему, но и другим пациентам (однако если беседу о вреде курения проводит медицинская сестра, от которой пахнет табаком, вряд ли такая беседа будет убедительной). Обо всех случаях неправильного поведения пациента необходимо сообщить врачу, так как это может быть вызвано ухудшением состояния пациента, и при этом необходимо заменить лечебную тактику.

Медицинская сестра обязана быть выдержанной, приветливой, способствовать созданию нормальной рабочей атмосферы в лечебном учреждении. Если она чем-то расстроена или встревожена, пациенты не должны замечать этого. Ни что не должно отра­жаться на ее работе, на ее тоне в разговорах с коллегами и пациентами. Нежелательны также чрезмерная сухость и официальность, но не допустимы и легкомысленные шутки, а тем более фамильярность в отношении с пациентами. Поведение медицинской сестры должно внушать уважение к ней, создавать у пациентов уверенность, что она все знает и все умеет, что ей можно смело доверить свое здоровье и жизнь.

Эмпатия или как псхотерапевту самому не стать пациентом психотерапевта

В психологии межличностного общения выделяют следующие виды взаимодействия:

— понимающее (или эмпатическое);

В консультировании и межличностном общении мы сознательно или непроизвольно используем все эти виды.

Как показывает практика, наиболее эффективным в установлении и развитии контакта и положительных взаимоотношений; в изучении личностных особенностей собеседника и выяснении его точки зрения по обсуждаемой проблеме; в разрешении и предотвращении конфликтов признано понимающее (или эмпатическое) общение. Это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника и проявление уважения к его личности в форме неоценочных реакций на его высказывания и эмоциональные состояния.

Данный вид общения часто называют общением, ориентированным на собеседника, диагностическим или техникой рефлексивного общения. В психологическом плане это означает следующее: «При взаимодействии с собеседником я, как зеркало, «отражаю» его мысли и чувства, стремясь обдумать и понять их его глазами безо всякого оценивания».

Важнейшими условиями понимающего (или эмпатического) общения являются:

— качество присутствия, т. е. способность невербального выражения консультантом вовлеченности в беседу, его конгруэнтность и естественность;

-безусловное положительное отношение — безоценочное принятие жизненного опыта пациента, а также проявление теплоты и заботы;

— эмпатия консультанта (его способность понимать и проникать в мир другого человека, а также способность передать ему это понимание).

Термин «эмпатия» в последнее время практически потерял свою содержательность. Эмпатия означает «чувствовать вместе с», или сопереживать; отличается от симпатии, сострадания, жалости, интереса и подобных понятий тем, что эти понятия внутренне подразумевают определенную степень защитного дистанцирования от страдающего человека.

Под эмпатией нельзя подразумевать лишь теплое, ободряющее отношение к пациенту независимо от его эмоционального состояния. Часто мы испытываем по отношению к пациенту враждебные чувства (раздражение, гнев, отвращение или страх). Подобные негативные реакции потенциально имеют большую ценность для терапевтической работы: ведь терапевты страдают скорее от высокого, а не низкого уровня сопереживания, поскольку в действительности они чувствуют вместе со своим пациентом его враждебность, страх и другие негативные эмоции. Наблюдая эти чувства в самом себе, терапевт может составить четкий диагноз и выбрать правильную тактику лечения, основываясь на искреннем сопереживании, а не на шаблонном сострадании.

Подобное ощущение связи и открытости чувствам другого человека можно также назвать взаимопониманием и контактируемостью. Эмпатия позволяет консультанту передать пациенту свое восприятие его мира, это форма коммуникации, которая включает в себя не только слушание и понимание, но и сообщение этого понимания пациенту.

Эмпатическое понимание, которое консультант оставляет при себе, мало способствует терапевтическому процессу.

Эмпатия требует от консультанта определенной психологической зрелости, а именно: терпения, контроля импульсивности, способности переносить «состояние замешательства».

Выделяется два вида эмпатии:

эмоциональная — способность ощутить эмоциональное воздействие состояния другого человека (например, я становлюсь печальным, узнав о беде или печали

эмпатия перевоплощения — способность понимать состояние другого человека, его положение и точку зрения (в результате ролевого отождествления с пациентом).

Эмпатия перевоплощения может быть полезна в развитии близости с пациентом.

К видам эмпатического/понимающего реагирования относятся:

— простые фразы, подтверждающие наличие контакта — «да-да», «конечно». Эти фразы «говорят» собеседнику, что мы его слушаем и понимаем то, что он говорит; так мы выражаем внимание и интерес к собеседнику;

— минимальное поощрение к продолжению разговора — кивки, «ага», «пожалуйста, продолжайте…» и т. д.; таким образом мы контролируем процесс интервью;

— перефразирование мыслей собеседника, выраженных открыто — мы как бы «сообщаем» ему наше понимание того, что он говорит или чувствует. Перефразирование наиболее полезно тогда, когда мы хотим проверить, правильно ли поняли собеседника, и когда чувствовалось, что он сам испытывал затруднение при формулировании мысли, или если он выразил ее недостаточно полно. Перефразирование также выполняет функцию подтверждения контакта: мы «сообщаем» собеседнику, что пытаемся понять его;

— отражение чувств партнера, выраженных открыто;

— выяснение и отражение скрытых мыслей и чувств собеседника. Этим приемом мы как бы пытаемся проникнуть глубже, обнаружить чувства и мысли собеседника, которые он не выражает открыто. Этот вид реагирования помогает собеседнику более отчетливо понять собственные мысли и чувства, не выражаемые им открыто; дают ему ощущение того, что он правильно услышан и понят;

— молчание как вид реакции — когда собеседник испытывает потребность остаться как бы наедине с собой или когда он обсуждает, рассматривает, анализирует свои мысли и чувства в ходе разговора;

— невербальные реакции (выражение лица, поза, тон голоса, жесты и т. д.) намного точнее «сообщают» собеседнику о нашем отношении к нему, о степени нашего уважения и понимания. К тому же, в невербальных реакциях человеку труднее притворяться и фальшивить, поскольку «язык тела» нами, как правило, не осознается.

Вопросы, проясняющие позицию собеседника, — это обращение к говорящему за уточнениями.

— Резюмирование (или обобщение сказанного) помогает соединить фрагменты разговора в некое смысловое единство. Они дают нам уверенность в том, что мы точно восприняли сообщение собеседника, а нашему партнеру помогает понять, насколько ему удалось передать свою мысль.

Как повысить качества эмпатии:

— Дайте себе время подумать. Во время паузы вы можете спросить себя: «Какие чувства выражает пациент?», «О чем этот человек говорит только наполовину?», «На что он намекает?», «Какое скрытое послание я должен услышать за его явным сообщением? Каково его главное сообщение?»

— Используйте короткие ответы. Помогающий процесс идет лучше, когда пациент вовлекается в диалог, а не когда терапевт произносит перед ним речь (в результате пациент может быть подавлен сказанным консультантом) или позволяет ему говорить без остановки.

В диалоге ответы консультанта должны быть сравнительно часты, кратки, конкретны, точны и аккуратны. Вопрос: «Каково главное сообщение того, что этот человек говорит мне?» может помочь вам сделать ваш ответ кратким.

Консультанты также более эмпатичны, когда их язык соответствует речи пациента.

При возникновении сложностей в межличностном общении попробуйте проанализировать свой стиль общения. Обычно «охлаждает» общение т. н. «саботажники общения» — критика, угрозы, приказы, несвоевременные советы, перебивание и т. д. Все это способно заблокировать эмпатию. Эмпатическое взаимодействие (когда общение подлинное, а сочувствие неподдельное) подогревает общение, делая его успешным и продуктивным.

ЭМПАТИЯ В ОБЩЕНИИ

Эмпатия — сопереживание — умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание—это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными.

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия — ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению: в педагогике, искусстве, медицине, управлении. Это качество нашей психики присуще каждому, но развито не у всех одинаково.

Прекрасная половина человечества наиболее эмпатийна. Их представители превосходят мужчин в своей склонности к сопереживанию. Женщины более заботливы и внимательны к своим воспитанникам и пациентам, более осведомлены о жизни своих подчиненных, более восприимчивы к чужим идеям, нежели мужчины. Высокие эмпатийные тенденции объясняются спецификой их социальной роли. Они придают особое значение воспитательным отношениям. Мужчины же стремятся активно совершенствовать свое окружение, контролировать свои чувства.

Проявление эмпатии в общении — это общая установка на понимание не столько формальной стороны сказанного, сколько вчувствование в скрытый смысл его, в состояние партнера, отражаемое всеми невербальными средствами: интонацией, позой, жестами. Не всегда говорящий может подобрать нужные слова, но тон, которым он говорит, означает нечто большее, чем он смог сказать общеупотребительным языком. Иногда из-за принятых в обществе условностей люди начинают изложение мысли с некоторого отступления, из которого не сразу видно их намерение. Они как бы зашифровывают свои идеи и чувства в общепринятые слова. Поэтому часто не удается выразить мысль так, чтобы слушающий ее правильно понял. Раскодированию услышанного способствует эмпатическое слушание.

Различие между чувствами и содержанием общения не всегда легко уловить. Но если оно принято и понято партнером, говорящий испытывает невысказанную благодарность и полнее сознает свое эмоциональное состояние. Понимание и адекватный ответ на эмоциональные проявления важны потому, что в общении люди, по существу, обмениваются тем, что имеет лично для них существенное значение. Отражая чувства собеседника, мы подсказываем ему, насколько понимаем его состояние. Продуктивность общения зависит в таких случаях не только от фактической информации, но и от установок, чувств, эмоциональных проявлений.

Наибольший успех в общении имеют люди с развитой эмпатией. Это качество профессионально значимо для педагога. Как заметил выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский [38], «учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего — с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях». И там же с глубокой проникновенностью добавил: «Глухой к другим людям — останется глухим к самому себе; ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков».

Предлагаем проверить имеющиеся у Вас эмпатийные тенденции с помощью разработанного нами теста. Для этого, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывайте своим ответам следующие числа: если ответили «не знаю» — 0, ответу «нет, никогда» припишите 1, «иногда» — 2, «часто» — 3, «почти всегда» — 4, и ответу «да, всегда» — 5. Отвечать нужно на все пункты.

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и .неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы».

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы не без причин.,

9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои; глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда все родителям прощал, даже если они были неправы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы н чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему мои некоторые «одноклассники иногда были задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать н уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой Вы отвечали. Не ответили ли Вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 1, 13, 15, 27 ответами «да, всегда»? Если это так, то Вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям Вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти — можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9,, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Если Вы набрали от 82 до 90 баллов — это очень высокий уровень эмпатийности. У Вас болезненно развито сопереживание. В общении как барометр тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют Вас в качестве громоотвода, обрушивая на Вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют Вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; на только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает Вас. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия Вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни Вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем психическом здоровье.

От 63 до 81 балла — высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть и дети тянутся к Вам. Окружающие ценят Вас за душевность. Вы стараетесь не допус­кать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели а одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах Вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести Вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов—нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать Вас «толстокожим», но в то же время Вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять большее, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для Вас неожиданными. У Вас нет раскованности чувств и это мешает Вашему полноценному восприятию людей.

12—36 баллов — низкий уровень эмпатийностя. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы — сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у Вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят Вам тем же: случаются моменты, когда чувствуете свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют Вас своим вниманием. Но это исправимо, если Вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои.

11 баллов и менее — очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше Вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неуклюжем положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.

Эмпатийные качества человека развиваются тем интенсивнее, чем богаче и разнообразнее его представления о других, чем изобретательнее он пользуется ими. Понимание других обязательно связано с пониманием самого себя. Стараясь познать себя, мотивы своих поступков и потребности, человек прибегает к аналогиям. Действует своего рода принцип идентификации. Его сущность в следующем.

Непосредственно наблюдая собственные действия и связанные с ними состояния, переживания, человек истолковывает свое поведение, оценивает его и придает ему определенное значение. На основе этого формируется образ «Я». В общении, обнаруживая схожие внешние проявления действий окружающих, человек пытается по аналогии со своими состояниями судить о внутреннем состоянии и чувствах других. Происходит приписывание (атрибуция) собственных пережитых состояний партнеру по общению. Этим, отчасти, объясняется наделение домашних животных теми человеческими качествами, которые им вовсе не присущи.

Если бы механизм эмпатии действовал так упрощенно, человек никогда не смог бы понять других, коль скоро сам раньше не испытывал ничего подобного. Кроме того, одни н те же поступки разных людей вызывают у них разные переживания и самые разные эмоциональные проявления этих пере/киваний. А отсюда непосредственное использование личного эмоционального опыта для объяснения поведения других лиц нередко приводит к ложному толкованию их состояний, порождает атрибутивные ошибки в интерпретации межличностного взаимодействия. Особенно выпукло это выступает в общении представителей разных культур.

И. Атватер приводит в своей книге случай с пятнадцатилетней пуэрто-риканской девочкой, которую застали в группе курящих подруг. Большинство курильщиц отличались недисциплинированностью, но за Ливией — так звали героиню этой истории — не наблюдалось нарушений школьного порядка. Тем не менее директор школы, поговорив с Ливией, решил наказать ее. Директор ссылался на ее подозрительное поведение, выразившееся в том, что она не смотрела ему в глаза: он принял это за выражение виновности. Этот инцидент вызвал протест матери. К счастью, школьный учитель испанского языка объяснил директору, что в Пуэрто-Рико вежливая девочка никогда не смотрит взрослым прямо в глаза, что является знаком уважения и послушания. Этот случай показывает, как можно ошибиться в мотивах поступков других людей, опираясь лишь на личный опыт.

Вчувствование во внутренний мир другого протекает намного сложнее. Эмпатийные тенденции имеются у каждого человека, но их развитие определяется условиями, в которых воспитывается человек. Специально изучая этот вопрос, мы установили [46], что обостренное сопереживание зависит от социально-демографических факторов воспитания: от числа содержательных коммуникативных связей человека в семье и от культурных традиций того региона, в котором вырос человек. Детство, проведенное в многодетной семье, не гарантирует формирования способности к сопереживанию. Необходимо, чтобы в контактах детей между собой взрослые воспитывали эмоциональную культуру. Вот почему наиболее эмпатийны дети, посещавшие детские сады с хорошо поставленным воспитательным процессом, или дети, выросшие в семье с культурным наследием. Точно так же региональная культура, воспитывающая эмоциональный отклик на потребности окружающих, выступает как общий фон, на котором развивается эмпатийность личности.

Как же формируется эмпатия у человека? В младенчестве ребенок не отличает себя от других. Эмоциональное общение с матерью в этом возрасте — его основной вид деятельности. Младенцы, лишенные контактов со взрослыми, резко отстают в своем развитии. В общении они реагируют на эмоциональные проявления родителей. Благодаря существующему механизму подражания они имитируют мимику, речевые звуки, не осознавая их значении.

Со временем количество и разнообразие копируемых ребенком действий и слов взрослых увеличивается. Наступает период, когда он выделяет себя из окружения и начинает смотреть на себя со стороны как на самостоятельную единицу общества. Формируется образ «Я». Буквальная имитация действий взрослых уступает место ситуативно-ролевому подражанию. Ребенок все чаще адресует поступки самому себе так, как это делали в отношении его взрослые: разговаривая с собой, отчитывает себя, запугивает или хвалит себя словами родителей. Он как бы исполняет социальные роли других, перенося свое "Я" в персонажи своего воображения и одновременно пытаясь понять их.

Представления о жизни взрослых обогащаются в сюжетно-ролевых играх, когда сообща со сверстниками изображают ситуации из этой жизни, стараются сами в ней разобраться. По мере развития мышления и речи такая децентрация собственного «Я» все чаще осуществляется про себя, молча. Ребенок проигрывает роли в своем воображении, наделяя героев сопутствующими переживаниями. Материал для инсценировок он черпает из своего жизненного опыта, из просмотренных фильмов и спектаклей, из рассказанных ему историй и сказок.

К юношескому возрасту каждый человек располагает собственным репертуаром ролей, ситуаций и возможных позиции потенциальных участников межличного взаимодействия. Репертуар ролей тем шире, чем богаче социальный и эмоциональный опыт личности. Склонность к сопереживанию развивается в соответствии с набором социальных ролей, известных индивиду. Все представления в возможных формах поведения, мыслях и чувствах других актуализируются при столкновении со схожими ситуациями и тогда из них как бы выбираются те, которые субъективно кажутся подходящими для данного партнера по общению. Логично допустить, что у двух разных людей не могут быть одинаковые репертуары, поэтому в сходных ситуациях эмоциональный отклик на партнера у этих лиц будет различным.

Характер общения матери с ребенком, педагога с учащимся, руководителя с подчиненным вызывает ответную эмоциональную реакцию, которая становится устойчивой при многократном повторении. Но это — не проявление типичных свойств личности, а отклик на стиль поведения: капризность ребенка — ответ на излишнюю уступчивость матери, грубость ученика — на бестактность педагога, неисполнительность подчиненного — реакция на низкую требовательность и бесконтрольность. Стиль общения непосредственно связан с эмоциональным вчувствованием в партнера.

Представители коммуникативных профессий (продавцы, врачи, педагоги, руководители разных рангов, администраторы), отличающиеся низкой эмпатией, классифицируют встречающихся им людей по шаблонным типам, дают им стереотипные оценки. Их восприятие отличается узостью и бедностью, не исчерпывающим все многообразие встречающихся типов личностей. А вот педагоги-мастера, как выяснила психолог С. В. Кондратьев, выделяют до двадцати типов неуспевающих учеников по разным личностным качествам, в то время как заурядные педагоги делят всех отстающих только на лентяев и тупиц.

Эмпатийность личности определяет не только ее ориентированность в социальной среде, но и многообразие способов воздействия на людей. Учителя с развитой эмпатией в своей работе с учащимися используют до 43 различных приемов воспитательного воздействия, а остальные только 17—19. У специалистов по общению репертуар приемов, к которым они прибегают во взаимодействии с другими, намного богаче, чем у неспециалистов. Например, в промышленности грубые начальники используют выговор подчиненным в разной форме в шесть раз чаще, чем успешные руководители, угроза по частоте применения к подчиненным стоит у них на седьмом месте, а у успешных — только на тринадцатом. Нотаций хорошие руководители вовсе не читают, плохие же ими злоупотребляют постоянно.

Наблюдения и эксперименты показывают, что развитость эмпатии зависит не столько от широты круга взаимодействия человека с другими людьми, сколько от субъективной значимости этих лиц для личности. Другими словами, зависит от числа лиц, которые ему по-настоящему дороги. У одних этот круг ограничивается семьей, у других он расширен до друзей детства, у третьих включает товарищей по работе, службе, увлечениям. Ограниченность круга лиц, которым склонен сопереживать человек, не просто блокирует эмоциональную чувствительность. В отдельных случаях она может перерастать в жестокость.

Американские психологи поставили опыт. За стеклянной перегородкой в кресле сидел человек, который в условиях дефицита времени должен был выполнять определенное задание. К его телу были прикреплены электроды, через которые он мог получать болевые воздействия электротоком. По другую сторону прозрачного экрана по очереди усаживались испытуемые. Им рекомендовалось побуждать человека за стеклом быстрее выполнять задание, вызывая у него болевые ощущения разной силы нажатием на соответствующие кнопки. В этом опыте очень многие испытуемые хотя и видели, что человек за стеклом корчится от боли, все же не прекращали нажимать на кнопки. Этот эксперимент наглядно показывает, к чему приводят упущения в воспитании эмоциональной сферы человека. Неумение чувствовать чужую боль как свою, чужие радости и горести как свои в крайних формах рождает бесчеловечность в отношениях. В обычных условиях она приводит ко всевозможным казусам.

Главный герой киноленты В. Шукшина «Печки-лавочки» — в общем неглупый от природы алтайский мужик — проживший всю свою жизнь в деревне, в условиях ограниченного круга общения, отправляется впервые с женой на черноморский курорт. Не имея опыта взаимодействия с посторонними людьми, не обладая развитой эмпатией, центрированный на своих потребностях человек, он сразу же в поезде попадает в неуклюжее положение: из-за пустяков успевает поссориться с соседом по купе, оказывается обманутым вагонным вором и сам чуть не становится соучастником кражи, а прибыв на курорт, пытается дать взятку врачу здравницы. Его самобытные безыскусные поступки столь непривычны для окружающих, что вызывают смех кинозрителей. События на экране развиваются в жанре гротеска. В реальной жизни неприспособленность человека к эмпатийному общению может привести к серьезным конфликтам во взаимоотношениях.

Из каких компонентов складывается эмпатийное общение? Во-первых, это умение слышать партнера. Именно слышать, а не просто слушать, отмечая не только то, что сказано, но и то, как это сказано. Во-вторых, положительная установка на собеседника. И в-третьих, это развитое внимание, память и особенно воображение.